Как уже говорилось, для многих экстремистов и террористов характерна замкнутость на своей труппе, ее ценностях. Такая сосредоточенность ведет к культурологической изоляции личности и накладывает жесткие ограничения на свободу выбора.
К примеру, террористические группы, вынужденные существовать и действовать в жестких конспирологических условиях, подобны религиозным сектам или культам. Они требуют определенных обязательств от своих членов: запрещают отношения с посторонними, объединены в общину, жестко регулируют сексуальные отношения, требуют от своих членов взаимозависимости и доверия, «промывают мозги» специфической идеологией, создают культ группы. В таких объединениях индивидуальная идентичность отдельного человека замещается групповой, которая в момент совершения террористического акта достигает пика.
Такие группы отрицают общечеловеческие нормы и ценности, действуют так, как будто единственным способом выжить в окружающем мире являются поиск врага и борьба с ним. Члены групп должны подчиняться лидеру, который предстает перед ними в роли «мессии», спасающего и создающего лучший мир на Земле.
Взаимоотношения в группе построены таким образом, что на каждого члена оказывается сильное давление на его мнение и поведение с целью сформировать его полную зависимость от группы. Для новичка группа становится «семьей», лидеры заменяют «родителей», другие члены группы — «друзей». Общение замыкается только внутри группы, возникает эффект «замены» окружающего мира миром внутригрупповым. Членство в группе, как правило, является безвозвратным, инакомыслие пресекается, попытки выхода из группы жестоко караются. Принадлежность к такой группе дает человеку ощущение героизма, повышение самомнения. Члены таких групп живут в условиях особой субкультуры, отделенной от действительности.
Молодежные субкультуры транслируются и распространяются в неформальных молодежных объединениях. Именно так уже более 20 лет описывается эта ситуация1Первой научной работой на эту тему была статья И.Ю. Сундиева «Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции» (Социологические исследования 1987. № 5).. Вместе с тем существующие неформальные объединения молодежи весьма многообразны, степень их реальной криминализации варьируется в весьма широких пределах и отнюдь не сводится только к хулиганско-экстремистским проявлениям. Для лучшего представления приведем следующие данные: согласно уголовной статистике молодые люди совершают более 60% всех зарегистрированных преступлений; только 6-8% молодых людей совершают преступления в одиночку, остальные — в составе группы; более 80% молодых жителей средних и крупных городов России позиционируют свою приверженность к тем или иным неформальным молодежным объединениям. То есть двое из трех молодых людей, совершивших преступления, и пятеро из семи, совершивших административное правонарушение, позиционируют свою принадлежность к различным НМО.
Термин «неформальные объединения молодежи» не строго научный, а скорее публицистический, введенный журналистом Ю. Чикочихиным для политически приемлемого обозначения самодеятельных молодежных объединений в середине 80-х годов прошлого века. Для того времени новыми стали не сами самодеятельные молодежные объединения, а то, что о них подробно стали писать и говорить СМИ. Термин прижился, и сейчас он обозначает вполне конкретные социальные субъекты, часто имеющие официальную регистрацию, т.е. вполне «формальные». Уже более 20 лет неформальные объединения молодежи являются объектом комплексного междисциплинарного изучения2Примером может служить научно-методическое пособие: Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А. Козлова и А.В. Канояна. СПб., 2008., напраапенного на формирование средств и методов профилактики молодежной преступности.
Неформальные объединения молодежи — это группы, обеспечивающие своим членам (как правило, молодым людям) возможности самореализации в соответствии с их запросами; эти группы могут быть трансляторами определенной сложившейся субкультуры» и формироваться как выразители нового субкультурного направления. Членство в этих объединениях не является фиксированным, достаточно часто массовые акции проводятся членами различных объединений совместно, переход из одного объединения в другое — обычное дело. Криминальная «специализация» НМО представлена в таблице.
НМО фашистского характера Основными представителями являются: правые скинхеды (ОБ 88), Арийское братство, Славянский легион и др. | Агрессивное выражение расовой дискриминации и националистического сепаратизма. В основе данного движения лежат политические аспекты расовой теории фашизма. Широко применяются методы агитации молодежи: проведение концертов национальных групп, издание периодической литературы, создание интернет-сайтов и др. |
Хулиганство Вандализм Массовые беспорядки уничтожение или повреждение памятников культуры Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды Убийство Умышленное причинение вреда здоровью и др. |
1. Принимают участие в акциях праворадикальных политических партий (РНЕ, и других неофициальных объединений) 2. Многие представители данных НМО являются активными членами группировок футбольных хулиганов 3. На коммерческой основе принимают участие в политических мероприятиях (силовая поддержка) |
За последние время в связи с увеличением количества данных НМО нельзя однозначно утверждать о соблюдении ими определенного внешнего вида. Говоря о правых скинхедах, можно отметить, что основными признаками их идентификации являются: • бритая голова • тяжелая камуфляжная обувь, как правило, с белыми шнурками • высоко подвернутые джинсы • куртка типа «бомбер» • клетчатая рубашка. Среди атрибутов данных НМО можно также заметить значки, нашивки, татуировки и другие внешние элементы, содержащие фашистскую символику |
Антифашисты Основными представителями являются: красные скинхеды (red skins), R.A.S.H., S.H.A.R.P. возникли как реакция неславянских групп молодежи на деятельность фашистских и националистических НМО | Открытое противостояние любым формам фашизма и нацизма. Как привило, идеологической формой данных НМО являются самые радикальные идеи коммунизма |
Хулиганство Вандализм Массовые беспорядки Убийство Умышленное причинение вреда здоровью и др. |
1. Некоторые представители АФА являются членами группировок футбольных хулиганов 2. Принимают активное участие в различных молодежных антифашистских акциях: концертах, митингах и т.п. 3. На коммерческой основе принимают участие в политических акциях |
Внешние признаки АФА схожи с атрибутами правых скинхедов. Основными отличиями являются наличие красных шнурков на ботинках и красных подтяжек на брюках. Широко используется символика коммунистической партии |
Байкеры (Ночные волки, Железное братство) | Неформальные молодежные группы мотоциклистов - любителей |
Грабежи Разбои на дорогах Кражи автомобилей Наркобизнес и др. |
Группировки обособленные, с другими НФО связь не поддерживается | Специальная одежда для езды на мотоцикле (кожаные штаны и куртки), как правило, с символикой объединения |
Хиппи | Хиппи отличаются от других НМО неприятием традиционного образа жизни и проповедуют «этику любви» и пацифизм. Отличительной чертой хиппи остается неприятие предложенной, а подчас и навязанной государством системы общественных отношений | Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков | По отношению ко всем НМО поддерживают нейтралитет | Имеют специфический внешний вид: длинные волосы, джинсовые брюки «клеш». Носят много наручных браслетов, амулеты и прочую бижутерию (фенечки) |
Панки | Панки — это молодежная субкультура, основанная на музыкальном стиле панк-рок. Ее особенностью является отрицательное отношение к современному шоу бизнесу в комплексе с асоциальным образом поведения (употребление наркотиков, «свободный» секс, неряшливая одежда, попрошайничество и т.д.) |
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков Хулиганство Имущественные преступления |
Взаимодействие с другими НМО не отмечено | Наиболее распространенным стереотипом внешнего вида панка является наличие оригинальной прически (ирокез), с использованием ярких красителей, пирсинг по всему телу, видные татуировки. Одежда неряшлива, чаще с преобладанием кожаных курток- косух с многочисленными нашивками, кожаных штанов, тяжелой обуви |
Растафари — субкультура основанная на религиозно-политической доктрине африканского превосходства, зародившеееся на Ямайке | Растофарианство является субкультурой объединяющей молодежь на основе синтеза философии, музыки (регги, даб) и образа жизни. При этом основа философии растафари базируется на употреблении «священного растения» марихуаны, как способа перехода в высшее состояние | Незаконный оборот наркотиков | Взаимодействие с другими НМО не отмечено | Среди внешних признаков растафари можно выделить: дредлоки (прическа из пучков волос, часто скрепленных воском, которые не расчесывают), пестрая одежда больших размеров. Внешний вид дополняют многочисленные феньки, амулеты и другие атрибуты африканских шаманов |
Металлисты | Металлисты — это молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле «металл». Их повеление характеризуется агрессивным настроем к поп-музыке, а также увлечением различными оккультными ведическими верованиями |
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков Хулиганство Вандализм |
1. С сатанистами 2. С языческими сектами |
Схожа с панками, за исключением причесок: прямые, длинные волосы |
Фанаты — молодежные формирования, активно поддерживающие спортивные клубы | Особое место в данных НМО занимают группировки «правых» футбольных фанатов, идеология которых основана на организации массовых драк с оппонентами недружественных футбольных клубов. Субкультура футбольных хулиганов включит в себя не только посещение матчей, но и иные специфики: стиль одежды, музыкальные предпочтения, политическую ориентацию и т.д. |
Хулиганство Массовые беспорядки Вандализм Насильственные преступления Распространение наркотиков и т.д. |
Активно взаимодействуют с националистическими и расистскими НМО | Приоритет в одежде отдается преимущественно спортивному стилю с использованием одежды знаменитых европейских фирм |
Сатанисты | Духовное и философское течение, внутреннее содержание которого основано на противостоянии христианству за счет возвышения культа сатаны. |
Ритуальные убийства Вандализм Растление малолетних Совершение взрывов, поджогов, издевательства над животными Осквернение могил Надругательство над христианскими святынями |
С готами, металлистами | Практикуется ношение аксессуаров (с изображениями принадлежности к культу сатаны). При проведении акций и своих обрядов возможно ношение специальной одежды (напр. черные балахоны) |
В отличие от традиционных экстремистских формирований различного уровня организованности и структурированности большая часть молодежных экстремистских формирований носит слабо устойчивый характер. В них действуют нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. Зачастую такие молодежные объединения нестабильны, не имеют четкой структурированности, меняют свою конфигурацию. Ряд их участников, имея весьма неточное, размытое представление об идеологической подоплеке экстремистских движений, во многом ориентируются на громкую фразеологию, внешнюю атрибутику и другие аксессуары, желание почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно расправляться с неугодными. В других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей. Возрастной диапазон активности членов экстремистских организаций этого вида в основном охватывает от 14 до 35 лет с организационно-управленческой ячейкой в составе отдельных деятелей старшего возраста. Наиболее активными действиями отличаются подростки и лица, которые в основном не достигли зрелого возраста, с явными националистическими и сепаратистскими взглядами.
В последнее время проявились несколько различных направлений развития молодежных экстремистских формирований. Несмотря на кажущуюся внешнюю противоречивость, они подчиняются логике любой системы, проходя стадии становления, сохранения, стабилизации и дальнейшего развития, стремясь избежать хаоса и исчезновения.
Так, в отличие от традиционных сложноструктурированных объединений в среде молодых экстремистов (в основном в крупных городах) устойчиво прослеживается тенденция к объединению по «сетевому» принципу, предполагающему большую самостоятельность образующих сеть ячеек (молодежных экстремистских групп). Обычно действуя автономно, они могут консолидироваться для проведения групповых противоправных действий, создавая достаточно большие массы правонарушителей. В качестве координирующего звена, определяющего время и место проведения «акций», и связи ими используются коммуникационные системы, в первую очередь Интернет и мобильная телефонная связь. Значительное число входящих в группу лиц увеличивает возможности распространения преступной деятельности во времени и в пространстве: группа может дробиться, перемещаться по значительной площади, ее преступная деятельность может «захватывать» все новые территории и объекты.
Одновременно наблюдается процесс образования устойчивых формирований экстремистских сообществ с иерархической структурой, предпочитающих привлекать в свои ряды наиболее активную часть населения с акцентом на представителей молодежной среды. В целях повышения уровня конспирации построенные подобным образом молодежные экстремистские организации нередко разделяются на самостоятельные структурные подразделения со своими органами управления, представители которых непосредственно общаются друг с другом и вышестоящим центром управления. Структурных групп может быть много: боевики (исполнители); разведка; группа прикрытия, обеспечения безопасности, в которую могут входить как участники экстремистского формирования, так и посторонние лица, оказывающие содействие на регулярной основе.
С новыми формами организации деятельности экстремистских групп, организаций и сообществ роли их участников, в частности организатора формирования и лидера, могут трансформироваться. Не всегда организатор выполняет функции лидера, которым в силу ряда причин может стать иное лицо. Кроме организатора формирования и его лидера при подготовке к совершению преступления может выделяться организатор конкретного преступления (модератор), которому поручается организация подготовки и совершения отдельного акта (акции) либо серии действий (актов) при различной степени свободы выбора места, времени и объекта нападения. Необходимо отметить возросшую теоретическую подготовку организаторов и лидеров молодежных экстремистских объединений в вопросах, касающихся провозглашаемых ими взглядов и идеологии, их возросший интеллектуальный уровень.