Учет как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Федеральные централизованные учеты функционируют на федеральном и межгосударственном уровнях в ГИАЦ МВД России, который является головной организацией в области создания, развития и эксплуатации автоматизированных систем и интегрированных банков данных оперативно-справочного, розыскного и криминалистического назначения.

Большинство централизованных учетов оперативно-розыскного назначения в настоящее время автоматизированы. Информация концентрируется в автоматизированных информационно-поисковых системах (АИПС), автоматизированных информационных системах (ЛИС), автоматизированных банках данных (АБД).

В ОВД эксплуатируются свыше 3200 АИС, информационные ресурсы которых содержат около 500 млн. объектов учета.

Наиболее значимыми функциями ГИАЦ МВД России являются: 1) информационное обеспечение правоохранительных органов РФ; 2) обеспечение межведомственного и межгосударственного обмена оперативно-справочной и розыскной информацией.

1. Централизованный учет подозреваемых, обвиняемых, осужденных лиц и преступлений, а также похищенных и изъятых документов и номерных вещей.

АБД «Центр» — автоматизированный централизованный учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц (подсистема «Лица») и преступлений (подсистема «Преступления»),

Учету подлежат раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участники организованных групп и преступных сообществ; лица, судимые за совершение преступлений серийной и межрегиональной направленности.

Запросы относительно поисковых признаков объектов исполняются в течение трех рабочих дней, срочные запросы — в течение двух часов.

Другая подсистема указанного АБД — «Номерные вещи» — предназначена для информационного обеспечения ОРМ, проводимых различными субъектами ОРД, а также для обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.

На учет ставятся: похищенные и изъятые вещи; номерные документы, паспорта граждан Российской Федерации, бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений.

Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящегося на учет, используется специальная информационная карта (ИПК-В).

2. Централизованный учет хищений ценностей из металлических хранилищ. Этот учет ведется в АИС «Сейф» и предназначен для обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершенных из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершенных при рецидиве преступлений или носящих межрегиональный характер.

3. Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и международный розыск. В ГИАЦ МВД России федеральный автоматизированный учет разыскиваемых лиц осуществляется с помощью АИС «ФР-Оповещение».

В данной системе концентрируется информация о следующих категориях лиц:

  • подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда:
  • совершивших побег из ИВС, из-под стражи (конвоя) полиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО;
  • уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам граждан, предприятий и организаций;
  • руководителей и частных лиц, не возвративших долг по кредитам, ссудам и т.п., неплательщиков алиментов;
  • проживающих на территории РФ по видам на жительство иностранцев и лиц без гражданства, не зарегистрированных по новому месту жительства (согласно письменному обращению родственников об их розыске);
  • пропавших без вести, в том числе утративших связь с близкими родственниками, а также утративших между собой связь супругов;
  • иных категорий лиц, определенных нормативными правовыми актами об организации и тактике розыскной работы.

Письменные запросы на установочные данные указанных категорий лиц исполняются в течение суток. Информация о находящихся в базе данных лицах удаляется по истечении пяти лет после прекращения их розыска.

4. Централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Информация о данной категории лиц концентрируется в АИПС «Опознание». Учету подлежат:

  • лица, утратившие связь с близкими родственниками и друг с другом;
  • несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, центров временной изоляции, спецшкол, специальных училищ;
  • психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из медицинских учреждений;
  • лица, находящиеся в психоневрологических диспансерах, домах инвалидов и престарелых и лица в силу состояния здоровья и возраста не могущие о себе сообщить никаких данных;
  • неопознанные трупы — независимо от их состояния на момент обнаружения.

Основанием постановки на учет является постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о заведении розыскного дела или дела по установлению личности.

5. Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения осуществляется путем формирования и ведения АИПС «Оружие».

Основная цель учета — обеспечение розыска утраченного оружия, установление принадлежности выявленного вооружения и содействие в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

Учету подлежит оружие с индивидуальным номером, присвоенным ему предприятием-изготовителем или при регистрации в подразделениях разрешительной системы, утраченное вследствие хищения или потери. К оружию относят: боевое ручное стрелковое оружие всех моделей, нарезное и гладкоствольное, гранатометы, огнеметы, ствольные и реактивные артиллерийские системы, газовое оружие, боеприпасы и взрывные устройства, имеющие специальные номера.

При постановке на учет в АИПС используется идентификационная карта на оружие.

6. Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств проводится на основе АИПС «Автопоиск», предназначенной для сбора, систематизации, хранения и выдачи в установленном порядке информации о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих маркировку предприятия-изготовителя.

Учету подлежат: легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, тракторы, самоходные машины для строительных работ как отечественного, так и иностранного производства.

Основанием дня постановки на учет является заявление (сообщение) о хищении или об угоне транспортного средства, а также постановление о возбуждении уголовного дела следователем, органом дознания (ст. 158, 166 УК РФ) и принятие решения о розыске транспортного средства.

По факту розыска транспортных средств осуществляется взаимодействие подразделений криминального розыска с ГИБДД и НЦБ Интерпола.

7. Централизованный учет правонарушений и преступлений в автоматизированном виде ведется в АИС «Криминал-И». В данной системе выделяется, в частности, подсистема «Административная практика», которая содержит информационный ресурс о фактах совершения административных правонарушений и лицах, их совершивших, из числа иностранцев, лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ. В подсистемах «Преступление» и «Наказание» концентрируются сведения о совершении преступлений и примененных наказаниях в отношении указанной категории лиц.

8. Централизованный учет похищенных предметов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность, реализуется на базе АИПС «Антиквариат», цель которой обеспечение розыска указанных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.

К объектам учета относятся: археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы прикладного искусства.

Кроме названных систем в ГИАЦ МВД России функционируют АИПС: «Досье-мошенник», «Наркобизнес», «Насилие», «Вещь», а также АБД оперативного назначения «Наемники», предназначенный для информационного обеспечения ОРМ в отношении лиц, подозреваемых в совершении убийств по найму.

Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.

Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета. Учеты формируются по следующим уровням:

  • федеральный уровень (ГИАЦ МВД России);
  • региональный уровень (ЗИЦ МВД, ГУВД, ИЦ УВД субъектов РФ);
  • местный уровень (ОВД районов, городов, линейные ОВД на транспорте).

Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный).

Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы.

Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД. К их числу относятся:

  • особо опасные рецидивисты;
  • преступники-гастролеры;
  • лица, взятые на контроль по ДОУ;
  • ранее судимые лица;
  • лица, осужденные условно, или те, в отношении которых избрана мера пресечения — отсрочка исполнения приговора;
  • лица, привлеченные к административной ответственности;
  • иные лица.

К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые).

Предметы:

  • орудия совершения преступления;
  • огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций;
  • разыскиваемые предметы, документы, вещи, служившие предметом преступных посягательств;
  • похищенные и не найденные, а также изъятые у задержанных и арестованных вещи, предметы антиквариата;
  • автотранспортные средства, принадлежность которых не установлена.

В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:

  • оперативный;
  • оперативно-справочный;
  • розыскной;
  • экспертно-криминалистический:
  • криминологический;
  • профилактический;
  • административный.

Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).

1. Оперативный учет — это массив систематизированной информации, которая сосредоточивается в ДОУ, картах-накопителях и информационно-поисковых системах, т.е. в оперативно-справочных и оперативно-розыскных картотеках, автоматизированных системах и банках данных1Кленов С.Н., Кузин Е.Б. Организация использования оперативно-справочных и розыскных учетов органами внутренних дел: Учеб, пособие. М.: МЦ при ГУК и КП МВД России, 1990. С. 3..

Объектами оперативного учета являются:

  • лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД;
  • проверочные материалы и ДОУ;
  • проверяемые, разрабатываемые и наблюдаемые по ДОУ лица.

2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.

Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.

В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.

Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:

  • приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения:
  • постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
  • уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • постановление дознавателя, следователя или судьи, определение судьи об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
  • постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
  • постановление о заведении розыскного дела;
  • постановление об административном правонарушении;
  • постановление суда (судьи) об административном аресте;
  • постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
  • определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление или общественно опасные деяния:
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
  • постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;
  • постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
  • решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
  • решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.

Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.

Розыскной учет обеспечивает:

  • учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск (скрывшихся от дознания, следствия и суда, бежавших из-под стражи и мест лишения свободы, без вести пропавших, уклоняющихся от денежных выплат предприятиям и гражданам);
  • учет похищенных и изъятых предметов (утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие, похищенный и бесхозный автотранспорт, предметы антиквариата и культурные ценности, номерные вещи и документы общегосударственного обращения).

Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.

Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:

  • лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
  • особо опасных преступников;
  • без вести пропавших, а также больных и детей, личность которых не установлена;
  • неопознанных трупов граждан;
  • преступлений (обстоятельств и способов совершения).

Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.

Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:

  • следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;
  • данные ДНК биологических объектов, изъятые с мест преступлений;
  • пули, гильзы и патроны, изъятые с мест происшествий и преступлений;
  • самодельное оружие, взрывные устройства и их части;
  • поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;
  • фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;
  • следы подошв обуви, орудий взлома, протекторов колес транспортных средств;
  • микрообъекты;
  • черепа неопознанных трупов.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:

  • оперативно-справочный дактилоскопический массив;
  • дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации;
  • межведомственный дактилоскопический массив личного состава органов исполнительной власти;
  • дактилоскопический миграционный массив.

В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).

Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.

Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.

3. Криминологический, административный и профилактический учеты. Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне.

Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела. Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений.

Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).

Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др.

Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.

Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи). Исполнение запроса осуществляется в срок от трех до пяти дней, срочного — в течение суток, запросов по каналам экстренной связи — в сроки, установленные для данного вида связи.

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности».

В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД (см.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 296., которые в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности.

Главное назначение учетов — приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные.

Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

  • своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;
  • выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;
  • наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;
  • обнаружению похищенных вещей и предметов;
  • координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;
  • подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

  1. централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);
  2. полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:
  3. своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);
  4. целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;
  5. правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;
  6. конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНЕ России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств участников СНГ.

На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно- криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п. 33 Закона о полиции).

Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

Наши партнеры