Ведомственные акты, будучи подзаконными, издаются на основе законов, актов Правительства РФ и указов Президента РФ. Это управленческие акты органов специальной компетенции, их юридическая сила во многом зависит от функции издавшего их органа. Данные акты представляют собой наиболее многочисленную группу подзаконных нормативных правовых актов, детально регламентирующих организацию и тактику осуществления ОРД.
Несмотря на утвердившийся в законотворческой практике принцип издания законов прямого действия для регулирования самых разных областей общественных отношений, полностью реализовать его в сфере ОРД невозможно. Структурно-содержательная характеристика ОРД подтверждает, что реализация большинства положений данной деятельности происходит на ведомственном и межведомственном подзаконных уровнях.
Систему ведомственных и межведомственных нормативных актов, регламентирующих отдельные вопросы ОРД либо опосредованно влияющих на уровень ее организации и тактики, можно разделить на три группы:
- регламентирующие деятельность отдельных оперативных подразделений и служб органов, осуществляющих ОРД (например, приказы, инструкции МВД России, ФСБ России);
- регламентирующие процессы раскрытия и расследования отдельных видов преступлений;
- регламентирующие вопросы взаимодействия служб между субъектами ОРД и другими правоохранительными органами (данные нормативные акты имеют межведомственный характер).
В порядке реализации нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять ОРД (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСО России и др.), издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям Закона об ОРД, определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.
Подзаконный уровень ведомственного правового регулирования включает ряд элементов, составляющих государственную тайну, а их организационная форма, методика и тактика применения носят конспиративный характер. Поэтому закон делегирует ограниченному кругу субъектов право ведомственного регулирования многообразных организационно-тактических и методических вопросов этой деятельности. Подобное положение обусловлено и тем, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» сведения в области разведывательной, контрразведывательной деятельности и ОРД относятся к государственной тайне. В связи с этим подавляющее большинство ведомственных приказов и наставлений имеют грифы «Секретно», «Совершенно секретно», и с ними может знакомиться и использовать в своей служебной деятельности ограниченный законодательными актами строго определенный круг лиц, имеющих соответствующий допуск. Данные лица при работе с документами ограниченного пользования соблюдают режим секретности, который регламентируется нормативно-правовым и предписаниями в каждом органе, осуществляющем ОРД.
В связи с этим в ограниченных рамках данного учебного издания рассматриваются исключительно открытые ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, среди которых следует выделить:
- приказ МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»;
- приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений»;
- приказ ФСБ России от 16 октября 2010 г. № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт»;
- приказ ФТС России от 20 июня 2011 г. № 1278 «Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности»;
- приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»;
- приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» и др.
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов, распространяющихся на сферы других ведомств, в порядке осуществления межотраслевых функций. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Как правило, они издаются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Примером таких подзаконных нормативных актов являются:
- приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/ 184/97/147, утв. Инструкцию о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
- приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/316/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения по линии Интерпола»;
- приказ ФСБ России, МВД России от 19 июня 2007 г. № 319/539, утв. Инструкцию об организации и о порядке взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел РФ при осуществлении розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания, по уголовным делам о преступлениях, дознание и следствие по которым отнесено законодательством к ведению органов ФСБ, и др.
Ведомственные нормативные акты, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России. Это положение имеет важное практическое значение для деятельности оперативно-розыскных органов по обеспечению и защите прав и свобод личности.
Для ведомственного и межведомственного регулирования характерно не только многочисленное количество нормативных правовых актов, но и систематическое их изменение в зависимости от совершенствования оперативно-тактических основ ОРД в различных оперативно-розыскных органах.