Структура и компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности

В современных условиях борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного взаимодействия различных оперативных подразделений в целях эффективного выполнения оперативно-розыскных задач.

Под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.

Взаимодействие оперативных подразделений классифицируется по различным критериям.

1. По этапам — взаимодействие включает в себя организационный и тактический этапы. Организационный этап предусматривает рабочие встречи между руководителями взаимодействующих сторон, формирование целей, задач, согласование прав и обязанностей, определение порядка обмена оперативной информацией, подготовку совместных планов, заданий.

Тактический этап заключается в определении конкретных тактических приемов решения поставленных задач, выборе наиболее эффективных методов и оперативно-технических средств каждой из участвующих сторон.

Основой организационного и тактического взаимодействия являются заранее составляемые планы комплексных мероприятий. В них отражаются проводимые совместные мероприятия, исполнители, сроки исполнения, формы контроля со стороны органа, координирующего совместную деятельность.

2. По характеру связей между структурами — взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых контактов между оперативными подразделениями. Примером данного вида является взаимодействие подразделений уголовного розыска с оперативными частями следственных изоляторов системы ФСИН.

Опосредованное взаимодействие осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий оперативное подразделение, в интересах которого организуется взаимодействие. Например, взаимодействие но преступлениям межрегионального характера может осуществляться через главные управления МВД России по соответствующим федеральным округам России.

3. По системе — взаимодействие может быть внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие осуществляется внутри системы, т.е. между оперативными подразделениями одного оперативно-розыскного органа (только ОВД или ФСБ и т.д.). Взаимодействие внешнее предполагает контакты двух и более оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, а также взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и международных полицейских организаций. Например, взаимодействие и сотрудничество полиции с правоохранительными органами закреплено в ч. 1 ст. 10 Закона о полиции.

4. По времени — взаимодействие может осуществляться постоянно и временно. Постоянное взаимодействие может иметь место в течение всей деятельности но выявлению, задержанию подозреваемого и оперативно-розыскному сопровождению процесса расследования. Временное взаимодействие направлено на решение конкретной оперативно-розыскной задачи (обмен оперативно-розыскной информацией, взаимное использование конфиденциальных сотрудников и др.).

По степени конспирации взаимодействие делится на гласное и негласное. При реализации оперативно-розыскной функции наиболее часто используется негласное взаимодействие. Наиболее отчетливо оно проявляется при проведении совместных негласных ОРМ, оперативно-технических и агентурных мероприятий.

Взаимодействие гласного характера осуществляется, когда нет необходимости в обеспечении конспирации. Это возможно при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий, комплексных профилактических операций.

Под формой взаимодействия понимается внешнее выражение согласованности действий оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, в целях выполнения стоящих перед ними задач.

К общим организационным формам взаимодействия относятся:

  • совместный анализ оперативно-розыскной ситуации и принятие управленческого решения о взаимодействии:
  • взаимный обмен оперативно-розыскной информацией:
  • совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, направленных на принятие совместных решений и выработку согласованных действий по решению задач ОРД:
  • проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-профилактических комплексных операций («Путина», «Заслон», «Янтарь», «Золото», «Мак» и др.):
  • проведение совместных совещаний, осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия:
  • издание совместных обзоров, методических рекомендаций и межведомственных подзаконных актов по вопросам взаимодействия.

Общие формы взаимодействия конкретизируются применительно к конкретному органу, осуществляющему ОРД.

Взаимодействие ОВД с ФСБ включает: 1) разработку совместных планов мероприятий по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, предусматривающих четкий порядок обмена информацией; 2) информирование органов ФСБ о лицах, подготавливающих государственные преступления и фактах утечки сведений, составляющих государственную тайну: 3) проведение мероприятий по отдельным делам оперативного учета; 4) использование специальных оперативно-технических средств ФСБ в целях предотвращения и раскрытия преступлений; 5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих интерес для органов ФСБ РФ, и др.

Взаимодействие различных оперативно-розыскных органов с оперативными подразделениями ФСИН включает: 1) выполнение заданий различных оперативно-розыскных органов; 2) оказание помощи различным оперативным подразделениям в приобретении конфиденциальных сотрудников из числа освобожденных лиц; 3) передачу информации о лицах, намеренных продолжать преступную деятельность после освобождения из мест лишения свободы; 4) проведение согласованных ОРМ, обмен информацией по делам оперативного учета.

Взаимодействие оперативных подразделений ОВД и ФСНК включает: 1) создание действующих рабочих групп для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению преступлений в сфере оборота наркотических средств; 2) проведение совместных ОРМ; 3) содержание в ИВС граждан, задержанных органами ФСНК; 4) проведение совместных профилактических мероприятий в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; 5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, и др.

Взаимодействие различных оперативных подразделений с таможенными органами включает в себя: 1) совместное участие с другими оперативными органами при проведении мероприятий по пресечению незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных, находящихся под угрозой исчезновения; 2) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международных гражданских авиаций; 3) содействие органам, осуществляющим ОРД, в проведении ОРМ — контролируемая поставка, осуществляемая за пределы Российской Федерации; 4) исполнение запросов таможенных органов государств членов Таможенного союза и др.

Взаимодействие органов, осуществляющих ОРД, с органами государственной охраны (ФСО) осуществляется исключительно при выполнении последними правоохранительных функций: проведения охраны и других специальных защитных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, работы должностных лиц; охраны зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, которые находятся в ведении высших органов государственной власти.

Служба внешней разведки взаимодействует с другими органами, осуществляющими ОРД, путем обмена информацией: о взаимодействии организованных преступных формирований (ОПФ), действующих на территории РФ и стран СНГ, с ОПФ иностранных государств; преступной деятельности российских граждан на территории иностранных государств; проявлении транснациональной преступной деятельности международных террористических организаций; каналах и способах противоправного перемещения капиталов из Российской Федерации в зарубежные банки и фирмы; государственных служащих, имеющих коррумпированные связи с гражданами иностранных государств; каналах утечки за рубеж сведений, составляющих государственную тайну; фактах сращивания правоохранительных органов иностранных государств с криминальными структурами в Российской Федерации для их последующего разобщения или привлечения их членов к уголовной ответственности.

Организация взаимодействия между рассмотренными оперативными подразделениями обеспечивает целеустремленность, комплексный подход и единство действий различных ведомств в борьбе с преступностью.

В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, уполномоченных осуществлять данную им функцию.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД руководители оперативно-розыскных органов определяют в составе своих органов перечень подразделений, осуществляющих данную деятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы. Соответственно система оперативных подразделений органа, осуществляющего ОРД, имеет внутреннюю структуру в виде отраслевых служб, которые функционируют в соответствии с общей компетенцией оперативно-розыскного ведомства.

Оперативно-розыскное законодательство не содержит нормы, регламентирующей правомочия физических лиц по осуществлению оперативно-розыскной функции. Однако из содержания ряда его статей вытекает, что полномочия, предоставленные юридическим лицам — оперативным подразделениям (ст. 14, 15 ФЗ об ОРД), непосредственно реализуются физическими лицами.

В зависимости от правового положения и реальной возможности участия в ОРД физические лица могут быть разделены на следующие категории:

  1. должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД;
  2. лица, привлеченные на добровольной основе для гласного и конфиденциального содействия органам, осуществляющим ОРД;
  3. иные лица, не осуществляющие непосредственно ОРМ, но обладающие определенной правоспособностью в сфере ОРД (специалисты, прокурор, судья и др.).

В качестве основной классификационной группы физических лиц следует выделять должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД и контроля за ней.

Должностными лицами оперативных аппаратов являются: 1) штатные оперативные сотрудники, выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу; 2) руководящие сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания, которые организуют ОРД и контролируют ее исполнение.

Перечень должностных лиц, относящихся к руководителям, устанавливается согласно Закону об ОРД в соответствующих нормативных правовых актах конкретных органов, осуществляющих ОРД.

Одним из основных участников оперативно-розыскных правоотношений, бесспорно, является оперативный сотрудник. Этот термин выступает в качестве собирательного родового понятия, служащего для обозначения должностного лица оперативно-розыскного подразделения.

Оперативный сотрудник — это состоящее в штате оперативного подразделения лицо, которое в соответствии с функциональными обязанностями осуществляет свои полномочия на основании оперативно-розыскного законодательства.

Деятельность данного лица отличается определенной спецификой. Сотруднику оперативного подразделения для осуществления своей деятельности требуются следующие условия:

  • наличие соответствующей подготовки (окончание специализированного образовательного учреждения, курсов, прохождение стажировки и т.п.);
  • назначение на должность в конкретном оперативном подразделении и предоставление полномочий по реализации задач ОРД:
  • функциональная специализация по линии или профилю оперативно-розыскной работы, соответствующей его способностям (оперативная работа, аналитическая деятельность, оперативно-техническая или розыскная работа, поисковая деятельность и др.);
  • получение соответствующей формы допуска для работы с секретными и совершенно секретными документами.

Кроме того, к сотрудникам оперативных подразделений предъявляются особые требования, которые запрещают:

  • использовать ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных федеральным законом;
  • принимать негласное участие в работе органов государственной власти, политических партий, общественных и религиозных объединений с целью оказать влияние на характер их деятельности:
  • разглашать сведения о частной жизни, личной тайне, затрагивающие честь и доброе имя граждан, которые стали им известны в процессе проведения ОРМ, без их согласия.

Оперативные сотрудники функционируют в составе различных оперативно-розыскных органов (ОВД, ФСБ, СВР, ФСНК и т.д.). По характеру проводимых ОРМ различают сотрудников: а) осуществляющих весь комплекс ОРМ; б) специализирующихся на отдельных ОРМ (наружное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.).

Оперативные сотрудники в силу своей социальной роли имеют широкий спектр властных полномочий, позволяющих им воздействовать на граждан. Для того чтобы эти полномочия были реализованы в интересах общества, к их личным и профессиональным качествам предъявляются соответствующие профессиональные требования. Система требований к оперативным сотрудникам формируется под воздействием исполнения определенных функций.

Социальная функция деятельности оперативного сотрудника требует от него справедливого, гуманного и равного отношения к защите прав и свобод каждого законопослушного гражданина и объективности в оценке действий правонарушителей. Честность, грамотность при исполнении профессиональных обязанностей повышают социальную значимость оперативных сотрудников в обществе.

Выполнение познавательной и поисковой функции ОРД требует внимательности, самообладания, наблюдательности, высокой психологической и физической выносливости.

Коммуникативная функция ОРД связана с развитием таких личных качеств оперативного сотрудника, как умение быстро и непринужденно устанавливать доверительные отношения с разными людьми, располагать их к откровенности, получать от них необходимую информацию.

Организационная функция оперативного сотрудника как основного субъекта ОРД включает в себя требования профессиональной организованности и умение привлекать других субъектов к успешному выполнению задач борьбы с преступностью. Для этого необходимы такие качества, как дисциплинированность, исполнительность, инициативность, решительность.

Выполнение поисковой функции ОРД невозможно без проявления внимательности, самообладания, наблюдательности, высокой психологической и физической выносливости.

Удостоверительная функция оперативного сотрудника заключается в документальном оформлении своих действий (рапорты, справки, постановления, акты, заключения). Такая работа требует четкости, ясности, логичности в устной и письменной речи, аккуратности, пунктуальности изложения фактов в соответствии с правовыми нормами.

Рассмотренные качества в совокупности составляют личностные и профессиональные требования к сотрудникам оперативных подразделений как к субъектам ОРД. Выявлением и формированием необходимых качеств занимаются руководители оперативных аппаратов при отборе кандидатов на замещение вакантных должностей, в процессе первичной служебной подготовки либо обучения в специальных учебных заведениях МВД России, ФСБ России, ФСИН России и др.

Должностные, оперативно-розыскные полномочия этой категории субъектов ОРД дополняются государственно-властными полномочиями, которыми они наделяются как сотрудники соответствующих исполнительных органов. За нарушение своих полномочий оперативные сотрудники несут ответственность в дисциплинарном, административном, материальном и уголовном порядке.

Компетенция оперативных сотрудников состоит из совокупности определенных прав и обязанностей, позволяющих им эффективно решать задачи ОРД. Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, производны от компетенции служб и оперативных подразделений ОВД, в штатах которых они состоят.

Компетенция оперативных подразделений как субъектов ОРД определена законодателем в виде обязанностей (ст. 14 Закона об ОРД), возлагаемых на них, и прав (ст. 15 Закона об ОРД), предоставленных органам, осуществляющим ОРД. Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают оперативно-розыскные органы, позволяет избежать нарушений законности в практической деятельности оперативных сотрудников.

Обязанности и права находят закрепление:

  1. в предписаниях ст. 14, 15 Закона об ОРД и иных нормах данного Закона (ч. 4. 5, 7, 9 ст. 5; ч. 3 ст. 6; ч. 3, 4 ст. 8; ч. 6 ст. 9; ч. 4 ст. 12);
  2. в иных законодательных актах РФ (ст. 12, 13 Закона о ФСБ; ст. 6 ФЗ «О внешней разведке»; п. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.).

Под обязанностями оперативных сотрудников следует понимать круг действий, необходимых для решения задач ОРД, который определен дня них законодательством.

Обязанности оперативно-розыскных органов могут быть не только закреплены в законодательных предписаниях, но и зафиксированы в различных ведомственных подзаконных нормативных актах. В практической работе необходимо руководствоваться требованиями Закона об ОРД, согласно которому на оперативные аппараты возлагается комплекс обязанностей, выполнение которого обеспечивает практическую реализацию задач ОРД (ст. 2 Закона об ОРД) ее субъектами.

Специфика деятельности оперативных подразделений обусловлена тем, что их персонал разделен на кадровых легальных сотрудников и законспирированных оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам или спецслужбам скрывается. Первая категория сотрудников оперативных подразделений вправе сочетать ОРМ с иными правовыми действиями (уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными), которые предусмотрены законодательными актами, определяющими нормативно-правовой статус органов, осуществляющих ОРД. Вторая категория специальных сотрудников обладает возможностями применять только разведывательные методы добывания информации.

Обязанностью оперативно-розыскных органов является принятие всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

Конституционные права и свободы человека и гражданина, которые подлежат защите, находят отражение в ст. 17-64 Конституции РФ и других нормативных актах. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ государственной защите подлежат различные формы собственности (государственная, частная, муниципальная и др.). Важно отметить, что согласно ст. 1 Закона об ОРД оперативно-розыскными органами осуществляется защита государства исключительно от преступных посягательств.

В соответствии с данным Законом органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять письменные поручения органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ но уголовным делам, принятым ими к производству. Эти поручения должны даваться обязательно в письменной форме и исходить от органов, принявших дело к производству; не должны определять тактику проведения ОРМ.

При получении поручения руководитель определяет непосредственного исполнителя. По результатам исполнения информируется инициатор.

Выполняя условия заключенных Российской Федерацией соглашений и международных договоров о правовой помощи с другими странами и взаимодействуя с правоохранительными органами других государств в целях предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений международного характера (терроризм, захват заложников, контрабанда, незаконный оборот наркотических средств, фальшивомонетничество, хищение культурных ценностей и др.), оперативно-розыскные органы в установленном порядке обязаны выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

Россия является субъектом международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, в связи с чем сотрудничество может осуществляться путем исполнения запросов о проведении ОРМ. Как правило, такие запросы направляются в письменном виде. В отдельных межгосударственных соглашениях предусматривается в безотлагательных случаях выполнение устных запросов с их обязательным последующим письменным подтверждением.

Основными направлениями международного сотрудничества являются: а) борьба с транснациональной организованной преступностью; б) борьба с международным терроризмом, наркобизнесом; в) организация международного розыска скрывшихся преступников, а также полученных преступным путем денежных средств и имущества и др.

Оперативно-розыскные органы обязаны информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь. Помощь может выражаться в предоставлении оперативно- справочной информации, совместном планировании и проведении ОРМ и т.д.

Следует отметить, что при проведении мероприятий оперативные сотрудники обязаны соблюдать правила конспирации. С этой целью оперативно-розыскной практикой вырабатываются специальные правила и приемы обеспечения скрытности их проведения. Соблюдение правил конспирации базируется на выработанных практикой правилах, обеспечивающих скрытность проведения ОРМ, а также приемах, изучаемых оперативными сотрудниками в специальных учебных заведениях и в процессе служебной подготовки.

Таким образом, правила конспирации являются концентрированным выражением оперативно-розыскной практики, но подготовить и систематизировать правила конспирации во всех оперативно-тактических ситуациях весьма затруднительно, поскольку они не могут учесть конкретную оперативную обстановку, в которой действует лицо. Однако в теории ОРД выделяются следующие правила конспирации: 1) общие правила (правила-принципы), проявляющиеся при осуществлении всех ОРМ; 2) специальные правила, применяемые в конкретных ситуациях при решении ОРМ, использовании приемов и способов, направленных на решение оперативно-тактических задач; 3) частные правила, являющиеся творчеством и инициативой субъекта ОРД (условные сигналы, знаки, акты поведения, использование определенного типа и цвета одежды, специфическое расположение предметов и др.)1Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории. М., 2008. С. 36-39..

В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона об ОРД оперативно-розыскные органы обязаны содействовать обеспечению личной безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовною судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Для обеспечения безопасности своих сотрудников в оперативно-розыскных органах функционируют подразделения по обеспечению собственной безопасности. В случаях угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества оперативного сотрудника он пишет мотивированный рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.

Меры безопасности принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». С учетом складывающейся обстановки могут приниматься следующие меры по обеспечению сотрудников: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место, изменение места работы и жительства, замена документов и др.

В случаях принятия решения о применении мер безопасности органом, его обеспечивающим, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер, сроков их осуществления, а в необходимых случаях и органов, привлекаемых для содействия обеспечению безопасности.

Под правами оперативного сотрудника понимаются предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащей реализации обязанностей по выполнению оперативно-розыскных задач в борьбе с преступностью. Надлежащая реализация предоставленных сотрудникам прав позволяет повысить эффективность ОРД.

Согласно п. I ст. 15 Закона об ОРД им предоставляется право проводить гласно и негласно ОРМ, перечень которых определен законодателем в ст. 6 Закона об ОРД. Гласность ОРМ означает открытость действий субъектов, их исполняющих, для окружающих. К таким действиям можно отнести, например, гласный опрос, исследование предметов и документов и др.

Не гласность ОРМ заключается в сокрытии их содержания от окружающих, а также соблюдении конспирации при их проведении. Необходимость конспирации при проведении ОРМ субъектами ОРД обусловлена характером поведения криминальной среды, действующей, как правило, скрытно и изощренно, с применением технических средств, психического и физического насилия к жертвам и их окружению. Соблюдение конспирации позволяет в полной мере применить принцип внезапности и наступательности при предупреждении и раскрытии тяжких, латентных преступлений, а также не подвергнуть преждевременной огласке саму деятельность.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЭ в п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, закрепили право органов, осуществляющих ОРД, производить при проведении ОРМ изъятие документов, предметов, материалов и прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п. 2 ст. 15 Закона об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Негласное сотрудничество граждан с оперативно-розыскными органами строится на добровольном установлении доверительных отношений в целях решения задач борьбы с преступностью.

Совпадение интересов в достижении поставленной цели позволяет оперативным аппаратам привлекать граждан к негласному сотрудничеству на безвозмездной основе. В таких случаях они в силу своих социальных, профессиональных возможностей и личных качеств периодически выполняют задания оперативно-розыскных органов в криминальной среде. Если же конфиденциальные сотрудники обладают высоким профессионализмом или имеют определенную специализацию, способны и желают активно участвовать в борьбе с преступностью, на что затрачивается значительное время и силы, их деятельность может носить возмездный характер.

Конфиденциальное сотрудничество строится таким образом, чтобы у конфидентов вырабатывались устойчивые позиции и личные качества, стимулирующие их активное участие в борьбе с преступностью: уверенность в социальной необходимости своей негласной работы; неприятие морали и нравов преступного мира; честность в отношениях с оперативными сотрудниками, смелость, осмотрительность и др.

Органам, осуществляющим ОРД, предоставлено право создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение ее задач (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД). Основу информационных систем могут составлять криминалистические, оперативно-розыскные и профилактические виды учетов, картотеки и коллекции, которые формируются в виде федеральных и региональных банков криминальной информации. Такие системы обычно включают в себя накопление, систематизацию, анализ и хранение информации о способах и других характеристиках ранее совершенных преступлений, о лицах, привлекавшихся к уголовной ответственности либо подозреваемых в подготовке и совершении новых преступлений; о похищенных вещах, предметах, обнаруженных у других граждан, источник происхождения которых неизвестен; об автотранспорте, используемом в преступных целях, и др.

Субъектам ОРД при проведении ОРМ предоставлено право использовать служебные помещения, имущество учреждений, предприятий, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц по договору или устному соглашению (п. 3 ст. 15 Закона об ОРД). Отношения между оперативно-розыскными органами и указанными владельцами или пользователями служебных помещений, жилья, транспортных средств и имущества регулируются нормами гражданского законодательства (например, ст. 209, 288, 420, 433 ГК РФ и др.).

Временное пользование служебными, нежилыми помещениями, квартирами, имуществом и транспортными средствами, как правило, осуществляется на основе доверительных, устных соглашений безвозмездно. Это право используется оперативными аппаратами при осуществлении конкретных ОРМ: наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.п. Оно также широко применяется при необходимости проведения операций по задержанию опасных, вооруженных преступников, преследованию подозреваемых, скрывшихся с мест совершения преступлений или бежавших из-под стражи, освобождению заложников.

В целях конспирации оперативно-розыскным органам предоставлено право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Документы, зашифровывающие личность оперативного сотрудника, а также помещения и транспортные средства являются одной из гарантий обеспечения безопасности участников ОРД и способствуют эффективности проводимых мероприятий.

Для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД, оперативно-розыскные органы вправе создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Создаваемые предприятия подлежат регистрации как юридические лица и впоследствии функционируют в соответствии с законодательными актами РФ (ст. 48, 120, 132 ГК РФ).

Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица вправе требовать от физических и юридических лиц безусловного выполнения их законных требований, сформулированных в устной или письменной форме и обязательных для исполнения ими.

Таким образом, сотрудники оперативно-розыскных органов наделены широким кругом полномочий, и неповиновение их законному распоряжению, применение насилия при исполнении ими служебных обязанностей или нанесение им оскорбления влекут для граждан дисциплинарную, административную (ст. 19.3 КоАП РФ), уголовную (ст. 318, 319 УК РФ) и другую ответственность.

Теория оперативно-розыскной деятельности к потенциальным участникам оперативно-розыскных отношений относит граждан и юридических лиц, которые в разовом, индивидуальном порядке или на постоянной основе в зависимости от выполнения оперативно- розыскных мероприятий могут быть вовлечены в эти отношения. Такие участники обычно относятся к категории субъектов оперативно-розыскных отношений1Понятия «субъект» и «участник» ОРД выступают как идентичные. В общей теории права под субъектом (участником) правоотношений понимаются субъекты права, обладающие предусмотренными нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью (см.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.. 2004. С. 509)..

В оперативно-розыскном законодательстве (ст. 13 Закона об ОРД) субъекты именуются «органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

Органы, осуществляющие ОРД, — это организационно-обособленные управленческие единицы, которым оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственными нормативными актами определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРД.

В структуру данных органов входят оперативные подразделения, которые согласно ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД осуществляют ОРД.

Оперативное подразделение — это организационное штатное звено, входящее в структуру российского правоохранительного органа или спецслужбы, которое в соответствии с функциональной специализацией осуществляет решение оперативно-розыскных задач.

Право осуществлять ОРД на территории РФ предоставлено законодательством оперативным подразделеним:

  1. органов внутренних дел РФ;
  2. органов ФСБ России;
  3. федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;
  4. таможенных органов РФ;
  5. Службы внешней разведки РФ;
  6. ФСИН России.
  7. ФСКН России.

Кроме указанных подразделений право на частичное осуществление ОРД предоставлено законом оперативным подразделениям внешней разведки Минобороны России, которые проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов. Это обусловлено прежде всего целями и задачами данных органов, а также стремлением избежать дублирования функций других оперативных служб.

Все перечисленные в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД подразделения вправе проводить ОРМ в целях обеспечения собственной безопасности (выявление коррумпированных сотрудников, лиц из числа конфидентов, вставших на путь дезинформации и двурушничества, лиц, разглашающих государственную тайну, и др.).

Оперативно-розыскные подразделения характеризуются следующими основными признаками:

  • функционируют в составе государственных органов;
  • выполняют задачи, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством;
  • используют в своей деятельности оперативно-розыскные силы, средства и методы;
  • используют при решении оперативно-розыскных задач конфиденциальных сотрудников;
  • работают под руководством должностного лица — руководителя оперативно-розыскного органа;
  • взаимодействуют с оперативными подразделениями своего ведомства, а также с другими органами, осуществляющими ОРД.

По ведомственной принадлежности оперативные подразделения могут входить в структуру правоохранительного органа (ОВД, ФСИН, ФСКН); органа, обеспечивающего безопасность государства и объектов государственной охраны (ФСБ. Служба внешней разведки, ФСО).

В соответствии со структурно-штатным построением оперативные подразделения имеют вертикальную (департамент, управление, отдел, отделение, группа) и горизонтальную (специализированные подразделения, оперативно-розыскные бюро по направлениям деятельности) структуру. Структурное разделение на оперативные службы осуществляется в соответствии со штатным расписанием, которым определяются численность и должностное положение оперативных сотрудников. Штаты оперативных сотрудников устанавливаются ведомственными подзаконными нормативными актами. Необходимость создания оперативных подразделений в структуре различных государственных органов обусловлена реализуемыми ими оперативно-розыскными функциями2В Российской Федерации функционирует около 50 видов оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ОРД. Только в структуре МВД России их девять видов..

В основу структурного построения оперативных подразделений положены целевое назначение и функциональная специализация, предопределяющая их внутреннее построение, т.е. разделение на составные части и определение функциональных обязанностей оперативных сотрудников по объектам, линиям, направлениям оперативно-розыскной работы.

Структура оперативных подразделений основывается на их функциональной специализации с учетом поступающей информации, которая содержит общие (групповые) признаки преступлений (общеуголовные, экономические и др.), поскольку данные подразделения осуществляют свои функции на самых ранних стадиях криминальных проявлений. Такое разграничение создает для оперативных подразделений реальную возможность выполнять общее требование закона о выявлении всех криминальных проявлений и уже на стадии документирования выполнять свои функции в соответствии со специализацией.

Функциональная специализация оперативных подразделений определяется не только законодательными актами, но и подзаконными актами и ведомственными указаниями.

В зависимости от полноты осуществления ОРД выделяют два вида подразделений: 1) выполняющие ОРД в полном объеме; 2) выполняющие ОРД в ограниченном объеме, т.е. осуществляющие вспомогательные функции. К первой группе относятся уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, по обеспечению собственной безопасности и др.

Вторая группа подразделений осуществляет вспомогательную функцию и выполняет по заданию (поручению) подразделений первой группы лишь отдельные ОРМ. К ним относятся оперативно-поисковые, оперативно-технические подразделения, подразделения по обеспечению радиоэлектронной безопасности.

Оперативное подразделение является основным организационно-структурным элементом органа, осуществляющего ОРД. В связи с этим следует более детально рассмотреть оперативные подразделения, функционирующие в составе различных оперативно-розыскных органов.

Органы внутренних дел (полиции) осуществляют ОРД в качестве одной из основных своих функций. Право полиции на поведение ОРМ закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции.

Коллективными субъектами, для которых оперативно-розыскная функция является основной, выступают оперативные подразделения и службы полиции, на которые возлагаются полномочия по осуществлению ОРД, оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий.

Для осуществления оперативно-розыскных функций в структуре центрального аппарата МВД России действуют управления, организующие, координирующие и контролирующие деятельность оперативных подразделений территориальных ОВД. К ним относятся Главное управление по противодействию экстремизму, Главное управление собственной безопасности, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативное управление, управление оперативно-розыскной информации и др. В территориальных управлениях имеются оперативно-розыскные части (ОРЧ), осуществляющие ОРД в соответствии с функциональной специализацией.

Кроме того, в системе территориальных органов ОВД функционируют оперативно-поисковое бюро (ОПБ), осуществляющее оперативные установки, наружное наблюдение и т.д., Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ), в функции которого входят прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, электронное наблюдение, отдел (отделение) Национального центрального бюро Интерпола России (НЦБ Интерпола России), осуществляющее международный обмен оперативно-розыскной информацией и располагающее автоматизированными информационно-поисковыми системами оперативно-розыскного назначения.

Ведомственным приказом определяется перечень оперативных подразделений в системе МВД, правомочных осуществлять ОРД. В полном объеме ОРД правомочны осуществлять следующие подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; собственной безопасности; противодействия экстремизму; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения; по проведению специальных технических мероприятий; но организации оперативно-розыскной деятельности; оперативно-сыскные. Ряд подразделений (оперативно-розыскной информации, НЦБ Интерпола, специального назначения) правомочны проводить только отдельные ОРМ, определенные ведомственным приказом.

В системе МВД России для выполнения координирующих функций различных территориальных органов субъектов РФ были созданы главные управления МВД России по федеральным округам. Их задачами являются:

  • координация, контроль и анализ деятельности ОВД в соответствующих федеральных округах;
  • организация деятельности ОВД в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;
  • организация взаимодействия ОВД с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах.

Органы ФСБ России в соответствии со ст. I Закона о ФСБ являются единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, решающими в пределах своих полномочий задачи по обеспечению безопасности РФ.

В структуре ФСБ России имеется система оперативных подразделений, в частности: департаменты контрразведки; управление военной контрразведки; департамент по борьбе с терроризмом; управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций; оперативно-поисковое управление; управление оперативно-технических мероприятий; управление собственной безопасности и др.

Основными направлениями деятельности ФСБ России в соответствии со ст. 10 Закона о ФСБ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, террористической деятельности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции. Вместе с тем данной службой проводятся ОРМ по выявлению, предупреждению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России. При осуществлении контрразведывательной деятельности эти органы руководствуются Законом о ФСБ, а при организации борьбы с преступностью — Законом об ОРД.

Ряд положений федеральных законов, касающихся ОРД, находят развитие в Положении о ФСБ России, согласно которому данные органы определяют порядок: а) осуществления органами ФСБ внедрения в организованные преступные группы и других ОРМ; б) установления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие; в) осуществления контроля за обеспечением сведений, составляющих государственную тайну; г) допуска к участию в ОРД и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами и войсками, и др.

В состав федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны входят: ФСО России, управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России; подразделения связи специального назначения ФСО России; образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России.

Под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Объектами, подлежащими государственной охране, являются: Президент РФ и члены его семьи. Председатель Правительства РФ, Председатель Федерального Собрания РФ и Председатель Государственной Думы, председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, председатель Следственного комитета РФ, а также главы иностранных государств и правительств во время их пребывания на территории РФ.

К охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Основные задачи органов государственной охраны:

  1. прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  2. обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
  3. обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
  4. участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  5. обеспечение защиты охраняемых объектов;
  6. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  7. обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
  8. участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

В структуру таможенных органов входят оперативные подразделения; подразделения собственной безопасности, по борьбе с отдельными особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиками и др.

Таможенные органы наиболее часто осуществляют ОРД при реализации таких функций, как борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, валютных средств, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Данные органы в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вправе осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производства неотложных следственных действий и дознания, которые отнесены уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями.

Осуществление данной Службой ОРД предусматривает п. 5.3.18 указанного Положения.

Служба внешней разведки согласно Федеральному закону «О внешней разведке» является составной частью сил обеспечения безопасности России. Ее основной целью являются добывание и обработка определенной законом информации для обеспечения защиты личности, общества и государства от внешних угроз. В функции данной Службы также входит обеспечение безопасности российских представительств за рубежом и взаимодействие с МИД России, Минобороны России и ФСБ России.

В структуру Службы входят оперативные отделы, подразделения экономической разведки, оперативной техники, внешней контрразведки. В составе данного органа создано силовое подразделение «Заслон» для силового обеспечения проводимых разведывательных операций.

Органы ФСИН России реализуют оперативно-розыскную функцию через структурные оперативные подразделения: управление собственной безопасности, оперативное управление, управление оперативно-технических мероприятий. В территориальных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, исправительные колонии, тюрьмы) ОРД осуществляют оперативные отделы, оперативные части.

Задачами ОРД в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в следа венных изоляторах (ч. 5 ст. 13 Закона об ОРД).

Органы ФСКН России имеют в своей структуре управления по противодействию наркопреступности, по подрыву экономических основ наркопреступности, собственной безопасности, оперативно-поисковое управление и др.

В пределах своей компетенции данные органы: 1) обеспечивают контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляют меры по противодействию их незаконному обороту; 2) осуществляют ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; 3) осуществляют в соответствии с международными договорами РФ взаимодействие и информационный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Органы внешней разведки Минобороны России являются структурным подразделением Генерального штаба и имеют в своей структуре оперативные подразделения, которые осуществляют ОРД частично, только для обеспечения собственной безопасности.

Под обеспечением собственной безопасности понимается организация и реализация системы мер различного характера в целях нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию оперативно-розыскного органа.

Меры безопасности могут быть внутреннего и внешнего характера. Внутренние меры направлены на нейтрализацию потенциальных угроз внутри самого органа. Они включают обнаружение сотрудников: имеющих коррумпированные связи; замышляющих, готовящих и совершивших должностные преступления; поддерживающих связи с криминальными структурами; допускающих нарушения режима секретности, которые могут повлечь угрозу безопасности государственного органа, и др.

Внешние меры включают в себя устранение угроз, поступающих извне. Они предусматривают: выявление интереса разведывательных служб иностранных государств к органам внешней разведки России; выявление лиц, замышляющих, готовящих или совершающих преступления против этого органа или его сотрудников; предупреждение и пресечение попыток проникновения сотрудников спецслужб других государств в систему органов безопасности Российской Федерации или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Таким образом, большая часть деятельности данного органа связана с решением не оперативно-розыскных, а прежде всего разведывательных задач в интересах Российской Федерации. В связи с этим на оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России возлагаются следующие функции:

  • осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности РФ:
  • разработка и проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности информации, управления и связи, а также контроль за их осуществлением;
  • организация в Вооруженных силах РФ комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;
  • планирование и организация мероприятий, связанных с противодействием техническим средствам иностранных разведок, и контроль за эффективностью их осуществления;
  • планирование и организация работ по обеспечению информационной безопасности, выработка мер по защите государственной тайны в Вооруженных силах.

Перечень органов, осуществляющих ОРД на территории России, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Иные государственные или общественные организации не признаются носителями коллективных прав и обязанностей в сфере ОРД. Следовательно, различные структуры, как государственные (фельдъегерская служба, МЧС, налоговая служба), так и негосударственные (частные службы охраны, охранные агентства, частные детективные службы, службы экономической безопасности предприятий и др.), не правомочны осуществлять какие- либо ОРМ. Это обусловлено содержанием оперативно-розыскной функции, имеющей сложный и конспиративный характер и могущей ограничивать права и интересы граждан и юридических лиц.

Наши партнеры