Виды и содержание оперативно-розыскных мероприятий

Отдельные ОРМ ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ст. 23, 25 Конституции РФ). Соответственно данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается оперативно-розыскным законодательством в интересах оптимизации борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности.

К числу таких мероприятий относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение и наличие следующей информации:

  1. о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  2. лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  3. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.

ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, его криминальных связях, местонахождении разыскиваемого.

Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или иной фиксации оперативно-значимой информации, повторной упаковке и отправлении по адресу.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:

  1. на предприятиях почтовой и телеграфной связи;
  2. иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;
  3. линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;
  4. по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).

Функциональная сторона этого мероприятия предполагает: а) негласное обнаружение на предприятиях связи почтовых отправлений; б) вскрытие писем, посылок, бандеролей; в) изучение их содержания и снятие копий, фотографирование и видеозапись.

Вместе с тем могут осуществляться криминалистические и иные исследования маскируемых текстов, а также исследование содержимого посылок и бандеролей.

В результате проведения данного мероприятия могут быть получены сведения о связях подозреваемого лица, в том числе за пределами страны, сообщения о преступной деятельности, личностных особенностях объекта, позволяющие эффективно подготовить и провести ОРМ, выявить и зафиксировать содержимое отправления в целях документирования противоправных действий.

В ходе его проведения оперативный работник обязан:

  • обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
  • обеспечить сохранность почтового отправления;
  • сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД. Оно проводится по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения и на основании судебного решения. Организация и тактика проведения данного ОРМ регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Изъятие и замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений согласно указу Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» могут выступать только органы ФСБ.

Организационно-техническое обеспечение данного ОРМ включает в себя: вынесение постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД; получение судебного решения; взаимодействие с предприятиями почтовой связи для обеспечения технического содействия операторов связи в проведении данного мероприятия.

Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отбираемые образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.

К телефонным линиям относятся любые сети электросвязи общего пользования; ведомственные сети, имеющие выход на сети общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети передвижной радиотелефонной связи, системы подвижной персональной спутниковой связи.

Объектами ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.

Цель ПТП — получение информации о преступной деятельности лиц и об их криминальных связях.

Содержательная часть данного ОРМ осуществляется путем подключения к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, других юридических лиц, представляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих ОРД. При этом технические средства позволяют ознакомиться с передаваемыми сообщениями, оценить их и зафиксировать необходимые сведения с помощью звукозаписывающей аппаратуры на различные физические носители информации.

Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания — шесть месяцев со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Без предварительного получения разрешения судьи допускается (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД) прослушивание телефонных переговоров граждан в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью и собственности. Телефоны ставятся на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проведенном мероприятии в течение 48 часов обязательно уведомляется суд (судья). При осуществлении ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Субъектами ПТП являются специализированные подразделениями (УСТМ). В результате прослушивания в распоряжении оперативного сотрудника оказываются сведения об абонентах телефонных переговоров, номера телефонов, данные о личности, частоте контактов между соучастниками и др. В процессе проведения данного ОРМ осуществляется взаимодействие оперативно-розыскных органов с операторами связи.

Обязательными элементами организационно-техническою обеспечения являются: мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД; решение судьи и использование специальных технических средств и аппаратуры звукозаписи.

Сведения, полученные в результате ПТП, относятся к непроцессуальной (оперативной) информации. Для введения данной информации в уголовный процесс оперативные материалы необходимо «легализовать», придать им соответствующую требованиям УПК РФ процессуальную форму. В дальнейшем эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только после осуществления следственных действий, связанных с передачей фонограммы от оперативного подразделения следователю, а также с их следственным осмотром и экспертным исследованием на основе научно обоснованных методик идентификации человека по голосу, записанному на фонограмме.

Результаты ПТП оформляются оперативно-служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и различные технические носители информации. В дальнейшем документы с приложениями представляются инициатору задания в опечатанном виде.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

По своему содержанию рассматриваемое ОРМ аналогично следственному действию — контролю и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ), поэтому по возбужденному уголовному делу целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Снятие информации с технических каналов связи — это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, а также телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.

Объектами данного ОРМ являются различные технические каналы связи.

Цель ОРМ — получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц и их криминальных связях, а также местах хранения запрещенных в обороте предметов, веществ, похищенного имущества.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении специальной аппаратуры к техническим каналам связи, фиксации передаваемой информации на магнитные носители с последующим ее декодированием и расшифровкой информации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» все предприятия связи, действующие на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, и предоставлять им возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В ч. 4 ст. 15 Закона о ФСБ закреплено, что физические и юридические лица, предоставляющие в Российской Федерации услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, - по требованию органов ФСБ включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ.

Субъектами данного мероприятия выступают сотрудники оперативно-технических подразделений ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков.

Результаты ОРМ находят отражение на физических носителях (дисках, дискетах и т.п.), которые прилагаются к справке, и в документах и могут быть впоследствии представлены в следственные органы с соблюдением определенной процедуры для использования в процессе доказывания по уголовным делам.

Наличие в арсенале оперативно-розыскных органов рассмотренных ОРМ и появление новых технических средств существенно повышают эффективность борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. При этом законодательство устанавливает возможность их проведения только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем обеспечить решение оперативно-розыскных задач.

Для мероприятий данных групп отличительной особенностью является необходимость получения разрешения. При этом для таких ОРМ первой группы, как проверочная закупка, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, требуется ведомственное санкционирование, т.е. утверждение соответствующего документа, разрешающего их проведение, руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе ОРД закупка товаров, предметов или веществ в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения, сбыта предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценных металлов, наркотических средств, оружия, боеприпасов, радиоактивных веществ, ядов и др.).

Объектами мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота, либо похищенных ценностей, а также лица, занимающиеся мошенническими действиями на потребительском рынке.

Целями данного ОРМ являются: документирование противоправных действий лиц: приобретение предметов для проведения их исследования и подтверждения факта незаконного сбыта; фиксация фактов торговли запрещенными предметами, похищенным имуществом; документирование криминальных действий лиц, занимающихся мошенничеством в сфере потребительского рынка, и др.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ и по смыслу Закона об ОРД проверочную закупку можно производить только при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ1См. определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2005 г. № 198-0..

По содержанию проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Эти обстоятельства необходимо учитывать при планировании данного ОРМ и гражданско-правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде случаев требует значительных финансовых затрат, которые необходимо возмещать.

Содержательная часть проведения закупки заключается в легендированном приобретении у подозреваемого лица за деньги или иные ценности товаров, которые он предлагает к продаже. Закупка может осуществляться у лиц:

  1. имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцов сферы торговли и общепита, рынка);
  2. владеющих предметами торговли незаконно (сбытчиков похищенного);
  3. продающих незаконно товары, реализация которых запрещена либо оборот ограничен (оружие, боеприпасы, наркотические средства и т.п.).

Проверочная закупка считается законченной после передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. В зависимости от конкретных целей факт купли-продажи может быть легализован незамедлительно либо фиксироваться в течение определенного времени при необходимости сбора всех фактических данных о противоправной деятельности подозреваемых лиц и установления их криминальных связей.

В связи с этим выделяют два вида проверочных закупок: гласную и негласную. Гласная закупка осуществляется путем совершения сделки купли-продажи предметов, веществ, с последующим объявлением целей и проверкой приобретенных объектов (соответствие качеству, стандартам и др.). Негласная (необъявляемая) закупка проводится в следующих случаях: а) приобретения товара, вещества в целях его последующего негласного исследования (единичной дозы вещества для лабораторного исследования и подтверждения его отношения к наркотическим средствам; спиртных напитков для подтверждения их фальсификации); б) документирования действий, носящих систематический характер, для установления всех лиц, участвующих в противоправной сделке.

Субъектами, осуществляющими проверочную закупку, являются непосредственно оперативные работники или лица, действующие по их заданию (внештатные и конфиденциальные сотрудники, работники контролирующих органов).

Организационно-техническое обеспечение проверочной закупки включает в себя письменное оформление решения на ее проведение. Обычные предметы закупаются на основании рапорта оперативного сотрудника с обоснованием необходимых финансовых затрат на проведение закупки и утверждается руководителем. При закупке предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, Законом об ОРД предусматривается вынесение постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты проверочной закупки оформляются актом. В нем указываются время, место, приобретаемый товар, обстоятельства совершения сделки купли-продажи, лица, участвующие в ней.

Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства и др.), проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Наблюдение — это негласное визуальное слежение оперативного работника за лицами, причастными к совершению криминального события.

Объектами наблюдения являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, их связи; места хранения похищенного; лица, поддерживающие отношения с разыскиваемыми преступниками.

Целью мероприятия являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении и сокрытии преступлений, поддерживающие связи с сообщниками и разыскиваемыми преступниками.

Согласно действующему законодательству и подзаконным нормативным актам наблюдение, осуществляемое в общественных местах (улицах, скверах, магазинах, метро и т.д.), относится к внешнему (наружному) наблюдению, и предполагается, что оно не ограничивает конституционных прав граждан. Однако наблюдение, связанное с проникновением в жилище гражданина, ограничивает его право на неприкосновенность жилища и, следовательно, относится ко второй группе ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.

В процессе наблюдения могут выявляться:

  • очевидцы преступления;
  • лица, совершающие преступления, и их участники;
  • места сбыта похищенного;
  • тайники и места хранения материальных ценностей для дальнейшего обеспечения возмещения материального ущерба лицом;
  • данные об образе жизни и о криминальных связях подозреваемого лица;
  • конспиративные места нелегального сбора организованных преступных формирований.

Наблюдение может быть: а) физическим; б) электронным; в) комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, которая осуществляется либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут использоваться технические средства фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать ход мероприятия, а также средства маскировки (изменение внешности с помощью грима, оборудование законспирированных стационарных постов наблюдения и др.). Информация, полученная в результате такого наблюдения, как правило, достоверна, поскольку все события, связанные с поведением объекта наблюдения, проходят под контролем наблюдателя.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудником оперативно-технического подразделения. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи в целях слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

Всем видам наблюдения предшествуют:

  • изучение и оценка оперативным сотрудником имеющихся материалов на объект наблюдения;
  • изучение личностных особенностей объекта наблюдения, определение его общественной опасности и осведомленности о методах осуществления ОРД;
  • изучение особенностей территории, местности, по которой будет передвигаться объект, и способов передвижения (отсутствие или наличие автотранспорта);
  • определение оптимального количества сотрудников и технических средств для успешного осуществления наблюдения и фиксации противоправных действий.

Наблюдение — мероприятие исключительно негласного характера, и физическое участие в нем оперативных сотрудников осуществляются по решению руководителя оперативного подразделения. Электронное наблюдение, ограничивающее конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, проводится на основании решения суда (например, электронное наблюдение, осуществляемое внутри помещения с использованием скрытых средств фиксации и передачи информации).

Субъектами наблюдения являются оперативные сотрудники, сотрудники специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений. В отдельных случаях к его проведению привлекаются лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе.

Все виды наблюдения в большинстве случаев нуждаются в организационно-техническом обеспечении (негласная фотосъемка, видео- или аудиозапись на магнитные носители информации). Наиболее сложные виды наблюдения осуществляют специализированные оперативные подразделения (оперативно-технические и оперативно-поисковые службы).

Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справке с приложением к ней фотографий, дисков, видеокассет (оригиналов), которые могут после их проверки уголовно-процессуальным путем передаваться органам предварительного следствия или судье.

Оперативное внедрение — это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Объектами внедрения являются: организованные преступные группы, представляющие повышенную опасность, и устойчивые преступные формирования лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК РФ); организованные преступные группы, имеющие международные и межрегиональные связи; лица, в отношении которых заведены дела ДОУ.

Целью данного ОРМ является разведывательный сбор информации о преступной деятельности лиц, распределении криминальных ролей между ними, местах хранения и сбыта ценностей, приемах противодействия правоохранительным органам и др.

Основными задачами, решаемыми в процессе оперативного внедрения, являются: установление структуры, состава, организатора преступной группы, характеристика деятельности каждого участника группы, выявление мест хранения и каналов сбыта оружия, наркотических средств, похищенного имущества и иных материальных ценностей.

Внедрение осуществляется двумя основными способами: 1) легендированным вводом субъекта (штатного сотрудника оперативно-розыскного органа, лица, оказывающего конфиденциальное содействие); 2) с помощью привлечения к конфиденциальному содействию лиц из числа членов преступной группы. В связи с этим приведем высказывание руководителя американской разведки А. Даллеса, который отмечал, что если невозможно внедрить своего агента на объект, то не остается ничего, кроме как завербовать человека, уже находящегося там.

Сведения о внедренных в преступные формирования штатных негласных сотрудниках или лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренными федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД).

По продолжительности оперативное внедрение может быть: а) кратковременным; б) долговременным.

Кратковременное внедрение предполагает сбор информации через личный кратковременный контакт оперативного сотрудника или конфидента с объектом мероприятия. Этот способ используется преимущественно для решения частных задач в рамках ДОУ.

Долговременное внедрение отличается от кратковременного по объекту, глубине внедрения и сложности решаемых задач. Этот способ применяется для продолжительного внедрения в организованные преступные группы и организованные преступные сообщества с межрегиональными и международными связями, этнические преступные группы, действующие в различных сферах экономики.

Субъектами данного ОРМ выступают штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, другие сотрудники оперативных подразделений, лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение оперативного внедрения включает в себя составление плана, вынесение постановления, принятие мер обеспечивающего характера и мер защиты в отношении внедренных лиц.

Оперативное внедрение проводится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). В постановлении обосновываются: необходимость ОРМ, решаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица (легенда), пределы имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях, обеспечение безопасности внедряемого лица и др.

Для имитации преступной деятельности внедряемым сотрудникам Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешается безлицензионное использование данных средств. При возникновении необходимости непредвиденного участия внедренного лица в противоправных действиях оно должно немедленно сообщить об этом руководителю операции. При отсутствии такой возможности оперативный сотрудник самостоятельно создает обстановку, препятствующую совершению преступления или позволяющую ему уклониться от участия в подготавливаемом преступлении.

При осуществлении внедрения оперативные сотрудники имеют право пользоваться документами, зашифровывающими их принадлежность к правоохранительным органам, которые могут содержать различные сведения об их деятельности, используемом транспортном средстве и т.п. Кроме того, сотрудники могут обеспечиваться оперативно-техническими средствами фиксации информации и средствами экстренной связи.

Сотрудники, участвующие в оперативном внедрении, в случае необходимости после соответствующей легализации полученной информации могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

Информация, полученная в результате рассматриваемого ОРМ, оформляется рапортом или справкой оперативного сотрудника или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Контролируемая поставка — это способ получения информации о признаках преступной деятельности путем перемещения под контролем правоохранительных органов товаров и предметов в целях выявления преступлений и лиц, причастных к их совершению.

Целями мероприятия является решение следующих задач:

  1. установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов:
  2. установление их отправителей и получателей;
  3. установление лиц, совершивших или совершающих преступления, с использованием контролируемых предметов;
  4. выявление мест незаконного изготовления запрещенных предметов;
  5. выявление коррумпированных лиц правоохранительных и контролирующих органов, способствующих незаконному обороту запрещенных предметов;
  6. документирование преступных действий всех участников противоправных сделок.

Международно-правовые основы проведения контролируемой поставки определены в ряде документов, в частности в ст. 11 Венской конвенции ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ», ст. 73 Шенгенской конвенции 1990 г., ст. 12 Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам между странами — участниками Европейского Союза 2000 г.; в рамках СНГ — соглашением «О сотрудничестве государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», подписанным в г. Минске 30 ноября 2000 г., и др.

Объектами поставки являются предметы и товары, к которым относятся:

  • предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (наркотические средства, оружие, культурные ценности, драгоценные камни и драгоценные металлы и т.п.);
  • предметы, полученные преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;
  • орудия, средства совершения преступления (деньги, документы, оружие и т.п.).

Право на осуществление контролируемой поставки наркотиков и психотропных веществ и их прекурсоров конкретизировано в ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в которой допускается перемещение в пределах Рек с и йс кой Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через ее территорию указанных предметов с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД.

Контролируемые поставки товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых из России, проводятся по согласованию с таможенными органами (ч. 1 ст. 319 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В зависимости от места проведения различают следующие виды контролируемых поставок: 1) внутренние (осуществляются в пределах территории Российской Федерации); 2) внешние (проводятся на территории нескольких государств); 3) транзитные (осуществляются между двумя и более государствами через территорию России). При проведении внешних и транзитных поставок обязательным участником данного ОРМ являются таможенные органы.

Кроме того, поставки можно разделить на два вида: сопровождаемые (когда контролируемый предмет находится в грузе, багаже, следующем вместе с владельцем) и несопровождаемые.

Во время осуществления контролируемых поставок допускается полное или частичное изъятие объектов контроля или полная их замена на муляжи. Данное действие оформляется актом. Полное или частичное изъятие осуществляется при поставке товаров, свободная реализация которых запрещена (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества). Полная замена объекта проводится в случае его повышенной опасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды либо если объект служит основой для изготовления оружия массового поражения (радиоактивные вещества, ядовитые газы и др.).

Запрещенные к обороту предметы и вещества могут перемещаться различными способами: пассажирскими, грузовыми (контейнерными) перевозками, а также почтовыми, т.е. пересылками в почтовых отправлениях (бандеролях, посылках, багажах).

Операторы почтовой связи обязаны оказывать в установленном законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении ОРМ и процессуальных действий.

Если перемещение осуществляется почтовым способом, но решение о проведении контролируемой поставки не принято, то сотрудники оперативных подразделений в случаях обнаружения запрещенных либо ограниченных в обороте товаров или предметов изымают их.

Сотрудники почтовых предприятий вправе вскрывать любое почтовое отправление при наличии подозрений, что в нем могут находиться недозволенные вложения. Вскрыв почтовое отправление, работники почтовых предприятий составляют акт о вскрытии, в котором перечисляют все обнаруженные в отправлении вещи и предметы. При наличии запрещенных вложений копия акта вкладывается в это почтовое отправление. В случае обнаружения наркотических средств в акте указываются их наличие, упаковка, маркировка, количество и об этом незамедлительно сообщается в органы внутренних дел; само почтовое отправление, после того как задокументирован факт обнаружения наркотиков и взяты образцы для лабораторного исследования, закрывается и ему придается первоначальный внешний вид. Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков незамедлительно принимают все необходимые меры к установлению и оперативной проверке отправителя и получателя этого почтового отправления1См.: Гавршов В.Г., Диденко В.И. Методика организации и проведения контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ: Учеб-метод. пособие. 2-е изд. М., 1999. С. 2223..

Субъектами поставки являются оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие конфиденциальное содействие.

Организационно-техническое обеспечение поставки включает в себя: а) составление комплексного плана, утверждаемого руководителем оперативно-розыскного органа, а также постановления при поставке предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен; б) контроль за осуществлением поставки с использованием визуального наблюдения за ее проведением и фиксацией на специальные технические средства.

Ввиду разнообразия способов контролируемых поставок документальное оформление их может быть различным: акты осмотров предметов и документов, справки, объяснения граждан.

Оперативный эксперимент — это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений.

Объектами данного ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД).

Более детальное определение данного ОРМ дано в международных документах, где под оперативным экспериментом понимается воспроизведение действий, обстановки и иных обстоятельств противоправного события и совершение необходимых опытных действий в целях пресечения преступных деяний, выявления лиц, их готовящих и совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных уголовно наказуемых деяний или получения новых данных о противоправной деятельности.

Следует отметить, что при проведении оперативного эксперимента допустимо негласное применение технических средств для фиксации процесса осуществления эксперимента и его результатов. Подобные ситуации требуют особого правового подхода в связи с тем, что при этом могут нарушаться права человека. В данном аспекте существенный интерес вызывает решение Большой палаты Европейского суда по правам человека, в котором констатируется нарушение прав человека и основных свобод при проведении данного мероприятия с использованием скрытого радиомикрофона без разрешения суда, что является нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При производстве оперативного эксперимента не допускаются унижение достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и создание опасности для их здоровья.

Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается проведением опытных действий в обстановке, максимально приближенной к действительности, и при отсутствии каких-либо провокационных действий со стороны оперативных подразделений.

В зависимости от конкретных целей выделяют два вида данного мероприятия. Первый — это оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») — специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники (например, «автомобили-ловушки», «фирмы-ловушки», «объекты-ловушки» и др.).

Цель второго вида эксперимента — документирование преступных действий, задержание с поличным конкретных лиц, чаще всего этот вид эксперимента применяется для изобличения взяточников.

В зарубежной практике подобное мероприятие называется секретной операцией, и одной из наиболее крупных из них является операция «Абскэм», проведенная в начале 1980-х гг. ФБР по выявлению взяточников среди членов Конгресса США. Секретные сотрудники осуществляли операцию под видом арабских шейхов2См.: Власихин В. Операция «Абскэм»: жучки, маячки и жало в борьбе с коррупцией // Чистые руки. 1999..4: 3. С. 39-52..

Для обеспечения законности проведения данного ОРМ необходимо соблюдать следующие требования:

  • условия и объекты, используемые для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечить возможность выбора варианта поведения подозреваемого лица (совершение или отказ от совершения преступления);
  • в процессе его проведения должны, как правило, использоваться пассивные варианты поведения субъектов, участвующих в его проведении, позволяющие выявить активные действия лица, его убежденность, желание и направленность на совершение конкретного преступления;
  • при проведении оперативного эксперимента запрещается, провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить лицо в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Полученные в результате проведения оперативного эксперимента данные могут способствовать:

  • проверке выдвинутых оперативных (сыскных) версий;
  • проверке и уточнению имеющихся данных о причастности конкретного лица к тому или иному негативному событию (деянию, явлению, процессу);
  • захвату с поличным лица, совершившего тяжкое преступление, непосредственно при совершении преступного деяния (действия или бездействия);
  • подготовке и осуществлению следственных и судебных действий;
  • установлению причин и условий совершения тяжкого преступления и др.3См.: Шумилов Л.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий. М., 1999. С. 107.

Для проведения оперативною эксперимента необходимо оформление плана. Дальнейшее его проведение допускается на основании мотивированного постановления руководителя, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД).

Результаты данного ОРМ оформляются рапортом оперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц — актом, к которому прилагаются физические носители информации (диск, иные внешние носители информации), образцы применяемых специальных химических веществ. Указанные документы и приложения к ним могут передаваться органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Особенность данной группы ОРМ заключается в том, что они не требуют соответствующих санкций и решений суда и могут проводиться непосредственно сотрудниками оперативных подразделений. К числу таких ОРМ относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.

Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым мот быть известны сведения, необходимые для решения конкретных задач ОРД (например, о преступлении, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.).

Данное ОРМ допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично либо поручить его проведение сотруднику другой службы, а также лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям. Если опрос поручается иному лицу, с ним проводится детальный инструктаж.

Объектами опроса являются следующие лица: потенциально склонные к преступлениям или связанные с криминальной средой; причастные к преступлению и лица, тесно связанные с ними; располагающие информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений или скрывается ими от правоохранительных органов (очевидцы, пострадавшие, граждане, располагающие информацией в силу своего профессионального положения или имеющие контакты с криминальной средой, и др.).

Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса заключается в получении информации, зафиксированной в памяти опрашиваемого лица, путем ее устного воспроизведения.

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого могут использоваться различные виды опроса: гласный, зашифрованный, негласный, опрос с использованием полиграфа.

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. При его проведении четко формулируется цель беседы и необходимость получения конкретной информации.

Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Такой вид опроса наиболее часто используется, когда имеется сомнение в искренности опрашиваемых лиц либо они подозреваются в причастности к противоправной деятельности, а также в связях с криминальной средой.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники могут прогнозировать развитие беседы, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность (ст. 15 Закона об ОРД).

Результативность любого вида опроса во многом зависит от подготовки к нему, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качествах, об отношении к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам. При его проведении (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД) может осуществляться организационно-техническое обеспечение путем как гласного, так и негласного использования технических средств, фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации с помощью видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением и переданы следователю. Если сведения получены конфиденциально, их использование осуществляется по требованиям секретного делопроизводства.

В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. В обязательном порядке необходимо отметить условия, при которых он стал очевидцем интересующего правоохранительные органы события. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеозаписи и др.

В соответствии с ведомственными нормативными актами опрос с согласия его участников может проводиться специалистами с использованием полиграфа.

Полиграф — это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует состояние опрашиваемого при воздействии на него словесных раздражителей (заранее подготовленных вопросов и т.п.), предъявлении видео- и фотодокументов. Применение полиграфа осуществляется с согласия опрашиваемого и, как правило, оформляется его письменным заявлением, а также рапортом или справкой должностного лица оперативного подразделения.

Опрашиваемый вправе отказаться от опроса с применением полиграфа. При этом отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступлений и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также привести к ущемлению его законных прав и свобод.

Во избежание получения необъективных результатов запрещается использование опроса на полиграфе в случаях:

  • физического и психического истощения опрашиваемого;
  • наличия у опрашиваемого лица заболевания (психического, сердечно-сосудистого, дыхательной системы);
  • регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов:
  • нахождение опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.

В других государствах проведение схожих видов опроса регламентируется оперативно-розыскным законодательством. Например, в п. «н» ч. 2 ст. 6 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено такое ОРМ, как проведение беседы с подозреваемым с применением детекторов симуляции.

Субъектами опроса выступают оперативные сотрудники, а также лица, действующие по их поручению (внештатные или конфиденциальные сотрудники).

Организационно-техническое обеспечение предполагает определение места, вида опроса, контингента опрашиваемых лиц, выбор специальных технических средств, позволяющих гласно или негласно фиксировать получаемую информацию, например диктофон. При проведении опроса с помощью полиграфа составляется специальное задание, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок — это способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения.

Объектами мероприятия являются регистрационные, бухгалтерские, кадровые документы, а также АИПС и АБД различных подразделений органов внутренних дел и информационных систем других ведомств (службы судебных приставов, страховых компаний, медицинских учреждений, налоговых служб, компаний сотовой связи, АТС и др.).

Целью наведения справок является сбор сведений о проверяемом лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности (биография, род занятий, имущественное положение, места проживания, наличие судимости и др.).

Содержательная часть мероприятия предусматривает изучение различных видов документов и направление запросов в государственные и негосударственные органы.

В зависимости от целей и условий получения информации могут быть изучены документы, касающиеся проживания, временного пребывания (гостиницы, санатории, больницы и др.), документы, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а также архивные источники. Если оперативным сотрудником в процессе наведения справок получена необходимая информация, то результаты мероприятия оформляются справкой, рапортом.

Запросы могут направляться в следующие инстанции: а) информационно-справочные отделы, располагающие учетами, картотеками, информационными банками данных; б) оперативно-розыскные органы в процессе взаимодействия и обмена оперативно-значимой информацией; в) иные учреждения, организации, предприятия (психиатрическая больница, место работы подозреваемого, жилищно-коммунальные службы, наркологический диспансер, телефонные станции, налоговые органы).

В соответствии с законодательством установлены специальные режимы сбора сведений, содержащих государственную, коммерческую, журналистскую, адвокатскую, банковскую, врачебную, нотариальную и другие виды тайн.

Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Субъектом мероприятия выступают сотрудники оперативных подразделений, другие должностные лица по их поручению либо граждане, осуществляющие содействие на гласной и негласной основе.

В соответствии с п. 4 ст. 13, п. «м» ч. 1 ст. 13 Закона об органах ФСБ сотрудники данных органов имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимую информацию для выполнения задач, входящих в компетенцию органов ФСБ.

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются справкой, рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов или копий документов и могут направляться следователю для приобщения к уголовному делу.

Сбор образцов для сравнительного исследования обнаружение и изъятие различных материальных объектов для их последующего распознания и идентификации с имеющимися в оперативном подразделении аналогами.

К собираемым образцам (пробам) относятся различные объекты: отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, почерк, следы транспортных средств, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, наркотики и др.

Все образцы, подлежащие сбору, подразделяются на два вида: 1) предметы и вещества, используемые для идентификации (отпечатки пальцев рук, голос и т.п.); 2) образцы, подлежащие самостоятельному исследованию (оружие, компьютерные программы, взрывчатые вещества, яды и др.).

Необходимые образцы могут изыматься путем проведения дактилоскопирования, соскоба части вещества, отделения части предмета, приобретения предмета, снятия копий и др. При этом объекты упаковываются и опечатываются печатью предприятия, учреждения либо к ним прикрепляется ярлык (бирка), заверенный подписью участников мероприятия.

Полиция имеет право истребовать но письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз (п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Целью мероприятия является сбор юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов. Наиболее часто это мероприятие обеспечивает проведение такого ОРМ, как исследование предметов и документов.

Оперативный сотрудник выбирает учреждение, предприятие, куда необходимо доставить полученные образцы для их исследования (экспертно-криминалистические учреждения, исследовательские институты и лаборатории, заводы-изготовители). При выборе учреждения учитываются компетенция его специалистов и возможность разрешения поставленных вопросов.

Данное мероприятие имеет определенную специфику и в ряде случаев требует соответствующего организационно-технического обеспечения с привлечением специалистов (медиков, технологов и др.), а также использованием криминалистических, медицинских, технологических и других инструментов.

Результаты сбора образцов в зависимости от специфики их получения могут оформляться актом, дактилоскопической картой, рапортом, справкой или иными официальными документами. Упакованные объекты прилагаются к данным документам.

Исследование предметов и документов — это проводимое с привлечением специалистов не процессуальное криминалистическое исследование объектов, сохранивших следы преступной деятельности или явившихся орудием совершения преступления.

На практике исследованию предметов и документов, как правило, предшествует сбор образцов для сравнительного исследования.

Объектами данного мероприятия являются: а) предметы, позволяющие идентифицировать личность (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха и т.д.); б) предметы, имеющие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, физические носители компьютерной информации и др.).

Целями исследования являются определение принадлежности и идентификация следов противоправной деятельности; получение информации о назначении, технологии, месте изготовления, качественных характеристиках объекта; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач ОРД.

Исследование позволяет идентифицировать изучаемые объекты — носители информации, собранные оперативным работником, получить ответы на поставленные им вопросы и использовать полученную информацию для решения оперативно-розыскных задач. Оно может быть осуществлено специалистами в области криминалистики либо в других сферах научной деятельности (химиками, товароведами, биологами, технологами и т.п.). При исследовании предметов, веществ, документов может быть получена информация об их назначении, о времени, месте изготовления, качественных характеристиках, содержании документов, принадлежности биологических объектов (крови, волос и т.п.) и иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов.

Инициатором проведения исследования является оперативный сотрудник. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД.

Поскольку исследование является специфическим мероприятием и требует соответствующих специальных знаний в различных областях науки, техники и ремесла, оно проводится специалистами или группами специалистов. В отдельных случаях при наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных подразделений (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализатора).

Исследования проводятся в экспертно-криминалистических службах правоохранительных органов (экспертно-криминалистические управления УВД, экспертно-криминалистические центры МВД России, лаборатории судебных экспертиз Минюста России), а также в научно-исследовательских учреждениях (НИИ, лаборатории) других министерств и ведомств.

Специализированными экспертными учреждениями ОВД могут проводиться криминалистические (отпечатки пальцев, почерк), товароведческие (качество, сортность товара), бухгалтерские, химические и другие виды исследований.

Исследование предметов и документов требует соответствующего организационно-технического обеспечения и включает в себя подготовку письменного поручения, приложение образцов, требующих исследования, и постановку эксперту квалифицированных вопросов. Проводимые исследования основаны на использовании адаптированных методик с применением криминалистических приборов, аппаратуры.

Результаты исследования, проведенного в системе МВД России, оформляются справкой, которая составляется лицом, проводившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Отождествление личности заключается в установлении и идентификации личности проверяемого по различным признакам (отпечаткам пальцев, внешности, запаховым следам и следам, оставленным на месте происшествия, и др.).

Объектами отождествления выступают прежде всего подозреваемые, разыскиваемые лица, неопознанные трупы, а также лица, представляющие оперативный интерес.

Отождествление может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, которые ранее встречались с разыскиваемым и запомнили его внешность, особые приметы. Опосредованное отождествление предполагает распознание по словесному и рисованному портрету, фотографии, фотороботу, отпечаткам пальцев, а также отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам или способу совершения преступления. Основным условием подобного отождествления является то, что его проведение, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого лица.

Данное мероприятие может проводиться: а) в естественных условиях (местах вероятного появления преступника); б) искусственно созданных условиях (например, вызов подозреваемого в правоохранительные органы).

Субъектами проведения отождествления личности выступают не только оперативные сотрудники, но и сотрудники информационных, экспертно-криминалистических служб, кинологи и другие должностные лица, привлекаемые к поиску подозреваемого лица по признакам внешности.

В процессе проведения мероприятия могут использоваться технические и иные средства, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде (информационные учеты, фото- и видеотеки, автоматизированные банки данных и др.).

Результаты отождествления оформляются рапортом оперативного сотрудника с приложением фотографий, видеозаписи сюжетов, предъявленных для опознания, а также справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах.

Отождествление личности с использованием служебно-розыскной собаки по запаховым следам осуществляется путем выбора лица по запаху его следа или вещи. Результаты такого отождествления оформляются актом применения служебной собаки, который составляет инспектор-кинолог. Этот акт имеет исключительно ориентирующее значение для целенаправленного осуществления поиска лица, совершившего преступление, или фактических данных, которые могут быть источниками доказательств.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Указанное мероприятие в теории и практике ОРД часто называется оперативным осмотром; данный термин используется как тождественный термину «обследование».

К объектам осмотра относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения различного назначения. Под участками местности понимаются земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.

Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). В целях обнаружения орудий преступления, наркотических средств, оружия и боеприпасов осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали.

Существуют различные формы обследования: гласная, зашифрованная и негласная.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий.

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает истинные цели осмотра либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (сотрудник может представляться представителем жилищно-коммунального хозяйства, членом благотворительной организации и т.д.). В ходе такого обследования используются возможности скрытно носимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Из всех обозначенных видов только негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Это обусловливает проведение данного вида обследования только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). В его проведении участвуют специализированные оперативные подразделения.

Для проведения всех видов обследования могут приглашаться специалисты, обладающие специальными познаниями и навыками отыскания и фиксации следов преступной деятельности (эксперты-криминалисты, специалисты-бухгалтеры, взрывотехники и др.).

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

  1. выявление и осмотр предметов и документов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;
  2. выявление мест хранения имущества и ценностей, приобретенных преступным путем, а также орудий совершения преступлений;
  3. сохранение выявленных предметов, документов и информации о них до их изъятия гласным путем;
  4. пометка предметов и документов специальными химическими веществами;
  5. обеспечение проведения иных предусмотренных законодательством ОРМ.

Субъектами оперативного осмотра кроме оперативных сотрудников выступают сотрудники оперативно-технических подразделений. В необходимых случаях проведение осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение мероприятия зависит от вида объекта и формы проведения осмотра. Проведение зашифрованного и гласного осмотра требует тщательной разработки плана обследования, выбора тактических приемов, а также технических средств обнаружения и фиксации искомых предметов.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного опроса оформляются рапортом, справкой или актом, которые могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая приобщается к делам оперативно-розыскного производства.

Следует учитывать, что в Законе об ОРД нет подробного изложения вопросов, касающихся проведения оперативного осмотра. Его положения носят преимущественно декларативный и общий предписывающий характер. Подобные вопросы конкретизируются в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативного осмотра.

Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи.

Под организационными действиями понимаются элементы управленческих действий, включающих планирование, подготовку, проведение конкретных ОРМ, оптимальную реализацию принятия решения по результатам их проведения. При этом ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и соответственно выступают организационно-тактической формой осуществления ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Основаниями для проведения ОРМ согласно ст. 7 Закона об ОРД являются:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
    • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
    • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ,
    • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания,
    • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трудов;
  3. поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящихся в их производстве;
  4. запросы других органов, осуществляющих ОРД;
  5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  6. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Отличительными признаками ОРМ являются:

  1. наличие системы взаимосвязанных действий:
  2. направленность на решение конкретной тактической задачи;
  3. специальный субъект действий (оперативный сотрудник);
  4. использование гласных сил и средств.

Оперативно-розыскные действия составляют внутреннее содержание ОРМ. Указанные действия могут быть разделены на основные и вспомогательные.

Основные действия направлены на получение информации по установлению и изобличению всех участников подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления.

Вспомогательные действия только создают условия, необходимые дня достижения поставленной цели. К ним относятся:

  • анализ и оценка оперативно-розыскной ситуации и прогнозирование возможного ее изменения;
  • расчет сил (участников), их инструктаж, экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими средствами и т.п.;
  • разработка легенд, создание условий или объектов, обеспечивающих проведение намеченного мероприятия;
  • разработка приемов, обеспечивающих выявление, сохранность и использование полученных данных как судебных доказательств.

ОРМ проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД.

В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официальным путем (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. В то же время должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия негласным путем. Необходимость проведения негласных ОРМ обусловлена тем, что пресечь и раскрыть некоторые тяжкие преступления при помощи только уголовно-процессуальных средств и гласных мер административного характера практически невозможно.

Рассматривая ОРМ с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: 1) объект; 2) цель; 3) содержание; 4) субъекты его проведения; 5) комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность; 6) информационно-техническое обеспечение; 7) оформление результатов.

Объектами ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и без вести пропавшие. Кроме того, к числу объектов, на которые направлена ОРД, относятся со криминальные события и явления, которые могут содержать фактические данные о подозреваемом лице, а также места концентрации криминального контингента.

Наряду с этим в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД обозначен довольно специфический круг объектов, сбор сведений о которых необходим для профилактических целей. В их число входят:

  • граждане, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или работам, связанным с эксплуатацией объектов, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;
  • лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к участию в ОРД или материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  • лица, сбор сведений о которых необходим для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, осуществляющих ОРД;
  • граждане, обращающиеся в полицию с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Цель ОРМ — прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цеди осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения общих (ст. 2 Закона об ОРД) и частных задач.

Решение частных задач может включать в себя получение сведений о криминальных связях подозреваемого, местах сбыта похищенного, приобретении орудий преступления, определение направлений оперативно-розыскной профилактики, установление граждан, обладающих оперативно-значимой информацией, и др.

ОРМ, проводимые для обеспечения производства предварительного расследования, не могут подменять собой уголовно-процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ (см. определение Конституционного Суда от 1 декабря 1999 г. № 211-0).

Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение его основной цели — получение новой информации.

Эффективность проведения ОРМ во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. Одной из особенностей ОРМ является использование приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).

В законодательстве (ст. 12 Закона об ОРД) отмечается, что сведения об используемых при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну. В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно-розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.

Необходимость зашифровки, конспирации при проведении ОРМ обусловлена преодолением активного противодействия криминальной среды процессу выявления и раскрытия преступлений.

Субъектами ОРМ выступают две группы лиц: а) непосредственно организующие такие мероприятия (оперативные сотрудники, руководители оперативных подразделений); б) привлекаемые к их осуществлению (конфиденциальные сотрудники, специалисты и др.).

ОРМ приобретают планомерность и конкретность лишь в результате подготовки комплекса организационных приемов, основывающихся на анализе реальной оперативно-розыскной ситуации.

Оперативно-розыскную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся на определенный момент времени обстоятельств, в которых действуют участники ОРД.

В теории ОРД выделяют три уровня соотношения ситуации с оперативно-розыскной тактикой.

На первом уровне деятельность оперативных подразделений, преимущественно организационно-управленческого характера, увязывается с состоянием преступности, сложившимся на определенный период времени на конкретной территории. Возникающие на этом уровне ситуации можно отнести к организационно-управленческим.

Для второго уровня характерно возникновение ситуаций, связанных с осуществлением комплекса оперативно-розыскных мер, реализуемых в целях выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведения оперативной проверки и оперативной разработки; раскрытия преступлений и оперативно-розыскного обеспечения их расследования; розыска преступников и без вести пропавших. Это организационно-тактические ситуации.

Ситуации, складывающиеся при проведении конкретных ОРМ и действий, определяются как оперативно-тактические1См.: Давыдов С.И. Оперативно-розыскные ситуации: понятие, структура, виды: Учеб, пособие. Барнаул: Барнаул. ЮИ МВД России, 2006. С. 7. 17-18..

Оперативно-розыскные ситуации отличают скрыто протекающий процесс развития криминального события, противоборство между оперативным сотрудником и подозреваемым в совершенном преступлении лицом. При этом оперативным сотрудником избирается последовательность и направленность определенных действий, оптимальный порядок их реализации и контроля за исполнением, составляется план или избирается программа проведения ОРМ и их финансирование. Если мероприятие проводится с участием нескольких субъектов, предусматривается централизованное руководство применяемыми при этом специальными силами и средствами.

Анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует, что на выбор и эффективность проведения ОРМ могут оказывать влияние различные факторы:

  • уровень профессиональной подготовки оперативного состава;
  • количественный состав исполнителей (один оперативный сотрудник, лица, оказывающие ему содействие, оперативная группа);
  • умелое руководство лицами, вовлеченными в сферу оперативно- розыскных отношений;
  • подготовленность мероприятия (наличие сведений о подозреваемом, способах совершения преступления, приемах сокрытия следов противоправной деятельности);
  • подготовленность объекта ОРД к активному противодействию (психологическая подготовка, знание приемов и методов оперативной работы, осуществление контрмер и т.п.);
  • обстоятельства, связанные с возможностью использования его результатов в уголовном процессе.

Для повышения эффективности ОРМ существенное значение имеет информационно-техническое обеспечение их проведения. В связи с этим сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД:

  • информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно-поисковые системы), созданные на базе ЭВМ:
  • видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;
  • технические и иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

При проведении ОРМ используются преимущественно специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования, негласного получения и регистрации акустической информации, негласной идентификации личности, негласного контроля за перемещением различных объектов и др.

Оформление результатов проведения ОРМ представляет собой составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.).

Последовательное выполнение указанных элементов образует логический цикл, охватывающий основные звенья деятельности оперативного сотрудника при проведении ОРМ.

В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении ОРД проводятся следующие виды ОРМ:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

Этот перечень является исчерпывающим. Изменить и дополнить его можно только путем принятия соответствующего федерального закона (ч. 2. ст. 6 Закона об ОРД).

В научной литературе на основе изучения практики высказывается мнение о нецелесообразности того, что перечень ОРМ, помещенный в ст. 6 Закона об ОРД, является исчерпывающим. Ограниченный перечень ОРМ в определенной мере сковывает инициативу оперативных сотрудников и их творческий подход к решению задач борьбы с преступностью, тормозит развитие оперативно-розыскной тактики, внедрение новых, не предусмотренных законом, но основанных на достижениях науки и техники форм и методов ОРД.

Для того чтобы понять сущность ОРМ и наиболее полно выявить их сходство и различие, целесообразно их классифицировать.

ОРМ могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по форме проведения: гласные и негласные;
  • по направленности: разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, вспомогательные;
  • по субъектам, участвующим в их проведении: проводимые всеми субъектами ОРД и проводимые специализированными субъектами (БСТМ, ОПБ и др.);
  • в зависимости от продолжительности (времени) проведения: кратковременные (опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и др.); длящиеся (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, контролируемая поставка и т.д.);
  • по степени ограничения конституционных прав граждан: ограничивающие и не ограничивающие данные права.

Наиболее целесообразно использовать классификацию, предлагаемую отдельными учеными (А.Е. Чечетин), которая основана на таком условии их проведения, как необходимость получения на это соответствующего разрешения (санкции).

С учетом определенных оперативно-розыскным законодательством субъектов санкционирования все ОРМ мот быть условно разделены на три группы:

  1. мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (несанкционированные мероприятия):
  2. мероприятия, требующие вынесения постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования):
  3. мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).

Однако данная классификация также не может в полной мере претендовать на универсальность, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся.

Следует отметить, что характерными особенностями перечисленных ОРМ являются их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность.

Наши партнеры