Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Условия проведения ОРМ — это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительное выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД.
В соответствии с оперативно-розыскным законодательством (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД) не являются препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное и социальное положение лица, его принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения. В ст. 19 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех граждан перед законом и судом. В связи с этим в отношении каждого лица при наличии законных оснований могут проводиться ОРМ. Исключением из этого предписания являются специальные упоминания в федеральных законах в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 91, 98, 122) неприкосновенны Президент РФ, депутаты назад Федерального Собрания РФ, судьи, прокуроры, Уполномоченный по правам человека, инспекторы Счетной палаты РФ, адвокаты. При этом неприкосновенность, например, депутата, судьи и прокурора должна ограничиваться только сферой их профессиональной деятельности.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента РФ; в ч. 1 ст. 93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Гарантии неприкосновенности Президента РФ действуют только в период его нахождения в должности. В связи с этим п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ допускает возбуждение уголовного дела только в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ.
На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной Думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. ОРМ, нарушающие указанное право на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих это конституционное право.
Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав.
Неприкосновенность прокуроров и следователей прокуратуры закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». В ст. 42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативных сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об этом вышестоящего прокурора, который в целях проверки может поручить провести необходимые ОРМ.
Уполномоченный по правам человека также имеет неприкосновенность в течение всего срока полномочий, что вытекает из ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
Аудитор Счетной палаты РФ в период выполнения им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без решения Коллегии Счетной палаты РФ, что также снижает спектр ОРМ, проводимых в отношении данной категории лиц.
Адвокаты также защищены от осуществления в отношении них оперативного контроля. В ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» закреплено положение о том, что проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) осуществляется только на основании судебного решения.
Из всех ОРМ, обозначенных в ст. 6 Закона об ОРД, следует выделить только те, для которых законодательством предусмотрены определенные условия проведения. Они подразделяются на две группы:
- мероприятия, требующие судебного решения;
- мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ведомственного санкционирования).
К первой группе относятся ОРМ, которые затрагивают конституционные права и свободы человека и гражданина. В число закрепленных в Конституции РФ прав граждан входят права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Соответственно перечисленные права граждан могут быть нарушены в результате проведения таких ОРМ, как негласное обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи.
При проведении ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан, существенное значение имеет законодательное толкование понятий переписки, телефонных, почтовых отправлений, а также понятия жилища.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О почтовой связи» понятие связи включает в себя: тайну переписки, почтовых отправлений, денежных переводов, телеграфных и иных сообщений, а также информацию об адресных данных пользователей услуг связи. В отношении тайны телефонных переговоров следует руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, который определил, что тайной телефонных переговоров «считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи»1См. определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города лицецка о проверке конституционности части четвертой ст. 32 Федерального закона от 16 февраля 1495 г. «О связи»»..
В п. 10 ст. 5 УПК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного и временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но используемое для временного проживания. За незаконное проникновение в жилище предусмотрена уголовная ответственность (ст. 139 УК РФ).
Оперативно-розыскное законодательство предусматривает два обязательных условия для мероприятий данной группы:
- наличие соответствующей информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (или лицах, его подготавливающих, совершающих), по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ); о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ;
- наличие судебного решения в форме письменного постановления судьи (об итогах рассмотрения ходатайства оперативно-розыскного подразделения в суде для получения разрешения на проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на частную жизнь).
Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, имеют исключения для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Такие ситуации возникают при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое или особо тяжкое преступление с необратимыми последствиями.
Тяжкими преступлениями согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы, в частности: изнасилование при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 131 УК РФ), кража при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 158 УК РФ), грабеж при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 161 УК РФ), вымогательство при отягощающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 163 УК РФ), а также ряд других деяний.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ), например убийство (ст. 105 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др.
Кроме того, большое значение имеет указание законодателя на срок действия вынесенного судьей постановления. Этот срок исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шесть месяцев, если иное не указано в постановлении. При этом течение срока не прерывается (ч. 5 ст. 9 Закона об ОРД).
Наряду с этим имеются исключения, когда проведение ОРМ, нарушающих конституционные нрава граждан, допускается без предварительного получения постановления судьи в следующих случаях:
- не терпящих отлагательства, если есть опасность совершения тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. В этих случаях ОРМ проводятся на основании мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа с последующим уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. Во всех случаях в течение 48 часов орган, осуществляющий ОРМ, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение;
- при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласил в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граждан может быть известно от них либо из других источников. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним члены семьи. Звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким в отношении трех категорий лиц: подозреваемых, обвиняемых и лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
Вторую группу в соответствии с ч. 5, 6 ст. 8 Закона об ОРД составляют такие мероприятия, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение. Проведение данных мероприятий допускается только на основании соответствующего документа — постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Постановление утверждается начальником оперативно-розыскного органа и согласования с судом и прокурором не требует.
В постановлении указываются занимаемая должность лица, вынесшего его: исходная информация, послужившая основанием для его вынесения; признаки преступления, вытекающие из фактических данных, полученных оперативно-розыскным путем; время и место проведения ОРМ и другие значимые данные.
Кроме того, проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления и установления лиц, их подготавливающих и совершивших.
При проведении проверочных закупок, контролируемых поставок, оперативного внедрения и оперативного эксперимента сотрудникам органов, осуществляющим ОРД, разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества (ст. 36 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать постановления о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного внедрения и оперативного эксперимента, определяются ведомственными нормативными актами.
Запрещается осуществление ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в целях сбора информации, которая необходима для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов; допуске к участию в ОРД; об установлении с лицом отношений сотрудничества; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (см. п. 1-4, 6, 7 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД). В целях обеспечения безопасности сотрудников ОВД, а также иных защищаемых лиц разрешается проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан (п. 8-11 ст. 6 Закона об ОРД), без судебного решения при наличии письменного согласия должностного лица или гражданина.
Такое ограничение можно объяснить тем, что сбор этих сведений не входит в число основных задач ОРД, а поэтому законодатель не разрешает вторгаться в наиболее важные конституционные права граждан.
Законодательством определены особенности проведения ОРМ в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 8.1 Закона об ОРД). Получаемые при этом результаты ОРД подразделениями ФСБ используются в доказывании по предъявляемым судебным искам, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В связи с тем что проведение некоторых ОРМ может быть многоэтапным или сложным для ОВД, могут быть задействованы другие оперативно-розыскные подразделения (органы безопасности, таможенные органы). Для их эффективного взаимодействия составляется план, который подлежит согласованию между заинтересованными органами и подразделениями.
Для эффективного осуществления ОРМ оперативные сотрудники должны знать не только их содержание, но прежде всего требования, предъявляемые законодателем к организации их проведения. Только знание оснований и условий проведения конкретных ОРМ позволит избежать нарушений законности и достичь юридически значимого результата в рамках действующего оперативно-розыскного законодательства.