Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства

На эффективность решения задач уголовного судопроизводства существенное влияние оказывает противодействие преступников и связанных с ними лиц осуществлению предварительного расследования и судебного разрешения уголовного дела.

На стадии предварительного расследования противодействие криминальной среды выражается в создании различных препятствий установлению истины по уголовному делу, а также процессу доказывания виновности причастных к преступлению лиц. На данной стадии наиболее часто осуществляется активное, умышленное воздействие:

  1. на лиц, которые в силу своих профессиональных обязанностей участвуют в ОРД и расследовании (оперативных работников, следователей, судей и др.);
  2. носителей доказательственной информации — субъектов уголовного процесса (свидетелей, потерпевших и др.);
  3. материальные носители доказательственной информации (предметы, документы и др.).

1. Противодействие первой группе участников уголовного процесса выражается в следующих формах:

а) целенаправленная дискредитация оперативных работников, следователей с помощью СМИ для создания напряженной общественной атмосферы вокруг личности подозреваемого и организации протестов общественных правозащитных движений для дестабилизации процесса расследования;

б) давление на лиц, осуществляющих расследование, путем подкупа, шантажа, угрозы жизни и здоровью им и их близким для сокрытия, искажения, уничтожения и скрытия следов противоправной деятельности, влияния на процесс расследования в интересах криминальных структур (прекращение, переквалификация дела, изменение меры пресечения и др.);

в) вовлечение в уголовный процесс коррумпированных сотрудников правоохранительных органов для установления нелегальных каналов связи с арестованными и согласования линии поведения в процессе расследования, а также организации утечки доказательственной информации;

г) привлечение высокооплачиваемого недобросовестного адвоката для получения легального доступа к доказательственной информации и передачи ее представителям преступных группировок.

2. При противоправном воздействии на вторую группу участников уголовного судопроизводства под угрозой оказывается личная безопасность потенциальных и реальных свидетелей и потерпевших. Как показывает практика, свидетели и потерпевшие редко обращаются с заявлениями об оказании на них негативного воздействия со стороны преступников и их окружения. Доминирующими мотивами такого поведения являются страх за себя и своих близких и неверие в возможность органов, осуществляющих государственную защиту, обеспечить их безопасность.

Противодействие в отношении таких участников судопроизводства проявляется в следующих формах:

  1. подкуп, психическое и иное воздействие на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в целях изменения их показаний или сокрытия следов преступной деятельности;
  2. шантаж — угроза распространения сведений, порочащих честь и достоинство, деловую репутацию лиц, участвующих в уголовном процессе;
  3. угроза повреждения и уничтожения личного имущества лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей;
  4. применение физического насилия и убийство свидетелей и потерпевших.

Противодействие может выражаться в пассивных формах, которые чаще всего являются следствием уже состоявшегося воздействия или боязнью такого воздействия, обусловленной повышенной опасностью преступной группы.

Как самостоятельные формы противодействия могут рассматриваться: уклонение участников уголовного судопроизводства от участия в расследовании путем неявки по вызову лица, производящего расследование; выезд в другие регионы страны и за рубеж; симулирование болезненных состояний; переезд в другое место жительства и населенный пункт.

Кроме того, в условиях демократизации российского общества противодействие внешне может выражаться во вполне законных формах. Так, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В судебно-следственной практике подобные отказы от дачи свидетельских показаний, участия в следственных действиях получают все большее распространение. Так, по уголовному делу, рассматриваемому в областном суде, защитник обвиняемого С., которому инкриминировалось совершение разбойного нападения, заявил о невозможности участия своего подзащитного в опознании на основании ст. 51 Конституции РФ, поскольку, по его мнению, принимая участие в указанном следственном действии, С. тем самым свидетельствует против себя самого1Громов П.А., Курушин С.А. Гарантии права на защиту обвиняемого в досудебных стадиях по УПК РФ: Учебно-практ. пособие. М., 2005. С. 9..

3. Воздействие на материальные носители доказательственной информации осуществляется в отношении орудий, предметов, документов, которые в соответствии с ч. 1 ст. 81 УПК РФ могут выступать в уголовном судопроизводстве в качестве вещественных доказательств.

В силу существенного значения вещественных доказательств при производстве по уголовному делу противодействие подозреваемых выражается в форме их уничтожения, фальсификации.

Уничтожение доказательственной информации на основе легального доступа осуществляется в следующих случаях: а) во время предъявления подозреваемым, обвиняемым доказательств по делу в ходе проведения следственных действий; б) во время ознакомления обвиняемого с материалами дела после окончания расследования2Трухачев В.В. Преступное воздействие на доказательственную информацию: правовые и криминалистические средства предупреждения, выявления, нейтрализации. Воронеж. 2000. С. 131..

Многообразие используемых криминальными структурами форм противодействия уголовному судопроизводству приводит к нарушению процесса расследования преступлений: прекращению уголовного дела, оправданию преступника, изменению меры пресечения в отношении обвиняемых лиц, переквалификации преступления на менее тяжкое, направлению уголовного дела на дополнительное расследование и т.п.

В процессе ОРД расследования преступлений в целях преодоления криминального противодействия принимаются следующие меры:

  • использование фактора внезапности при задержании лиц с поличным;
  • сокрытие степени осведомленности оперативных сотрудников о преступной деятельности подозреваемых лиц и дальнейших планах расследования;
  • создание с помощью оперативно-розыскных сил и средств с использованием тактических приемов искуса венной обстановки недоверия между соучастниками преступления;
  • использование негласной информации о преступных намерениях но противодействию объективному расследованию уголовного дела, а также о планируемых противоправных действиях в данном направлении;
  • проведение ОРМ по выявлению и нейтрализации должностных лиц, оперативных и следственных работников, которые способствовали утечке информации, связанной с расследованием преступления;
  • использование тактических приемов для дезориентации членов и руководителей организованных преступных групп о намерениях оперативных подразделений и следствия;
  • отстранение от осуществления ОРО и ведения следствия оперативных сотрудников и следователей, заподозренных в неформальных связях с подозреваемыми и их окружением;
  • принятие мер государственной защиты в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса от противоправного воздействия на них подозреваемых лиц, обеспечение безопасности родственников и имущества защищаемых лиц;
  • осуществление ведомственного контроля за проведением ОРМ и расследованием уголовного дела со стороны руководства оперативно-розыскного и следственного подразделений.

Особое значение в процессе ОРО расследования преступлений имеет использование СМИ, которые позволяют воздействовать не только на численно большую аудиторию, но и на конкретных граждан. С помощью СМИ решаются следующие задачи: предотвращение слухов и домыслов, которые дискредитируют оперативных сотрудников и следователей; информирование населения о фактах криминального противодействия ходу расследования конкретных преступлений; предотвращение криминального противодействия расследованию со стороны подозреваемых, обвиняемых и их окружения и др.

При получении в ходе ОРО расследования преступлений достаточных доказательств лица, причастные к противодействию, могут быть привлечены к уголовной ответственности за следующие противоправные действия: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ): посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ).

Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства осуществления на различных стадиях уголовного судопроизводства путем реализации комплексных действий на стадии возбуждения уголовного дела и его расследования до приостановления производства по нему или окончания судебного процесса.

В связи с этим ОРО имеет ряд особенностей:

  1. ОРО имеет обеспечивающий характер по отношению к процессуальной деятельности;
  2. оно создает наиболее благоприятные условия для полного, объективного и всестороннего раскрытия, расследования уголовного дела и последующего судебного разбирательства;
  3. субъектами ОРО выступают оперативные сотрудники;
  4. объектами ОРО являются лица, представляющие оперативный интерес, предметы и документы как носители доказательственной информации, очевидцы совершенного преступления.

Необходимость ОРО на различных стадиях уголовного судопроизводства обусловлена следующими причинами:

  • активным поиском подозреваемыми, обвиняемыми и подсудимыми в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства наиболее слабых звеньев в системе обвинения с целью их последующего использования в личных корыстных целях;
  • несовершенством системы оперативного контроля за действиями подозреваемых, что позволяет им беспрепятственно осуществлять противоправную деятельность, направленную на фальсификацию доказательств, психическое устрашение участников уголовного процесса;
  • неэффективностью системы правовых норм, предусматривающих уголовно-правовые последствия за умышленное противоправное противодействие осуществлению правосудия, и др.

ОРО уголовного судопроизводства состоит из ряда структурно- содержательных элементов, которые, исходя из их организационно-тактического содержания, требуют детального рассмотрения.

1. Выявление признаков преступлений, а также лиц, их совершивших. Данная деятельность оперативных сотрудников начинается до возбуждения уголовного дела. Она имеет существенное значение прежде всего для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем. Выявлению подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях оперативно-розыскные возможности должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.

Основными задачами оперативных подразделений при выявлении неочевидных преступлений являются: оперативный поиск; оценка обнаруженных и закрепленных доказательств; активное обнаружение источников розыскной информации (очевидцев, потерпевших, конфиденциальных сотрудников, располагающих сведениями о преступном событии, и т.п.); налаживание оперативного поступления информации о совершенном преступлении; фиксация оперативно-розыскной информации для последующего ее использования в уголовном судопроизводстве.

При выявлении преступлений, имеющих латентный (скрытый) характер, применяется комплекс негласных ОРМ с привлечением конфиденциальных сотрудников. Применение негласных сил, средств и методов позволяет оперативно-розыскным путем установить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и многие другие связанные с ним обстоятельства. Фактические данные о преступлениях и лицах, их подготовивших и совершивших, могут быть получены оперативным сотрудником задолго до возбуждения уголовного дела в ходе документирования по ДОУ. Впоследствии после их проверки и оценки следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством они могут использоваться в качестве доказательств.

Надлежащее управление силами и средствами, задействованными на первоначальном этапе выявления признаков преступлений, может быть достигнуто путем осуществления комплекса организационных мер упреждающего характера. Они связаны с необходимостью разработки типовых планов различных алгоритмов действий оперативных служб и отдельных сотрудников при реагировании на поступившую информацию о преступлении. Дальнейшие действия оперативного сотрудника должны исходить из всестороннего анализа оперативной обстановки.

2. Создание оптимальных условий для раскрытия преступлений и осуществления процесса расследования. Одним из путей повышения эффективности раскрытия преступления до и после возбуждения уголовного дела являются: а) взаимодействие оперативного сотрудника со следователем; б) создание специализированных следственно-оперативных групп (СОГ) по расследованию преступлений.

Необходимость ОРО процесса расследования преступлений в рамках взаимодействия следователя и оперативного сотрудника обусловлена несовершенством процессуальных средств и методов доказывания, которые в отрыве от ОРД не могут обеспечить эффективное раскрытие преступлений и полное изобличение подозреваемых лиц. Поэтому в борьбе с преступностью необходимо использовать возможности оперативных подразделений.

Под взаимодействием понимается основанная на нормах законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, согласованная по цели, месту и времени деятельность следователя и оперативных сотрудников, которая направлена на своевременное предупреждение и раскрытие преступлений, обеспечение их полного, всестороннего и объективного расследования.

Основной задачей взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений является осуществление принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Такое взаимодействие включает в себя:

  • обеспечение проведения неотложных следственных действий и ОРМ по расследуемому преступлению;
  • всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
  • выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению или нейтрализации:
  • обеспечение возмещения причиненного ущерба.

В зависимости от этапа работы по раскрытию и расследованию преступления выделяют виды взаимодействия на следующих стадиях: а) возбуждения уголовного дела; б) производства по уголовному делу и проведения первоначальных следственных действий; в) расследования по уголовному делу; г) расследования по уголовным делам, производство предварительного расследования по которым приостановлено.

Осуществление ОРО расследования целесообразно на всех стадиях по преступлениям, связанным с организованными формами совершения преступлений (ст. 35 УК РФ).

Взаимодействие может быть кратковременным (разовым), когда следователь дает сотруднику или группе оперативных сотрудников указания в форме отдельного поручения. Процессуальной основой взаимодействия является ст. 38 УПК РФ, согласно которой следователь имеет право давать органу дознания письменные поручения о проведении ОРМ и отдельных следственных действий, а орган дознания обязан выполнять эти поручения по уголовным делам.

Для оказания долгосрочного содействия следователю при проведении ОРМ но находящемуся в его производстве уголовному делу либо проведению следственных действий в связи с реализацией результатов ОРД в установленном порядке создается СОГ, в состав которой включаются сотрудники оперативных подразделений.

Вопрос о времени создания СОГ связан с особенностями расследования уголовных дел. Однако эффективность расследования в целом во многом будет зависеть от скоординированных сочетаний процессуальных и оперативно-розыскных действий.

Создание СОГ позволяет решать следующие задачи:

  • организовать работу по совместно составленному и согласованному плану, предусматривающему проведение конкретных следственных действий и определяющему направления ОРД;
  • ускорить процесс обмена оперативно-значимой информацией между следователем и оперативным сотрудником;
  • обеспечить четкое разграничение компетенции следователя и оперативного сотрудника;
  • тактически грамотно использовать результаты ОРД для подготовки и проведения следственных действий.

СОГ наиболее часто создается в случае причастности к преступлениям организованной группы; когда из имеющейся оперативной информации следует, что действия преступников носили межрегиональный и длительный характер, со значительным количеством эпизодов преступной деятельности.

3. Нейтрализация противодействия криминальной среды исполнению правоохранительной функции государства на стадии расследования и судебного разбирательства. Эта задача нередко успешно решается с использованием двух рассмотренных выше элементов ОРО.

На эффективность раскрытия и расследования преступлений значительное влияние оказывает противодействие со стороны подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. Нейтрализация этого противодействия позволяет создать благоприятную обстановку для предварительного расследования и судебного разбирательства, которая является частью ОРО уголовного судопроизводства.

Противодействие заключается в действиях лиц, направленных на недопущение достижения целей противной стороной, и является разновидностью конфликтного поведения. Причем противодействие направлено не просто на блокирование самого действия, а на воспрепятствование достижению субъектом действия желаемой цели.

В системе уголовного судопроизводства противодействие следует рассматривать как систему действий представителей криминальной среды, препятствующих легитимному функционированию правоохранительных органов и суду.

Для достижения противоправных целей организованные преступные группы располагают широким арсеналом средств (технические средства, вооружение, крупные денежные суммы и др.), поэтому они имеют реальную возможность не только маскировать способы подготовки и совершения преступлений, но и оказывать активное противодействие их раскрытию и расследованию. Их действия отличаются организованностью, конспирацией, криминальным профессионализмом и носят активный, наступательный и многоуровневый характер.

Под противодействием криминальной среды понимается умышленное совершение действий, направленных на воспрепятствование осуществлению социального контроля за преступностью, эффективному выполнению задач правоохранительной функции государства в целях уклонения от ответственности виновных за содеянное или смягчение ответственности.

В процессе ОРО вырабатываются определенные меры, препятствующие формированию преступных структур, консолидации криминальной среды и ее трансформации в преступные сообщества для оказания противодействия расследованию.

Надежным источником осведомленности оперативных подразделений о намерениях преступных структур воспрепятствовать возбуждению уголовного дела является информация, поступающая от конфидентов. Получаемая информация позволяет на начальных стадиях пресечь намерения подозреваемых лиц противодействовать следственным органам.

Нейтрализация действий криминальной среды на всех стадиях уголовного судопроизводства включает:

  • выявление через негласный аппарат и путем проведения ОРМ лиц, предпринимающих попытки оказать воздействие на ход расследования;
  • использование конфиденциальных сотрудников для внедрения в среду лиц сообщников преступников, оставшихся на свободе;
  • применение оперативно-технических средств для контроля за поведением подозреваемых лиц и документирование их деятельности, связанной с организацией противодействия осуществлению уголовного судопроизводства;
  • оперативный контроль за лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности, их связями с сообщниками и окружением;
  • обеспечение сохранности объектов — носителей доказательственной информации для их последующего приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Без учета и нейтрализации факторов противодействия оперативным работникам и следователям сложно проводить расследование. Нейтрализация данного противодействия является частью ОРО уголовного судопроизводства.

4. Государственная защита участников уголовного судопроизводства. Термин «защита» означает «оберегать, охранять, оборонять, заступаться». Понятие защиты охватывает как охрану субъективных прав личности, так и гарантии, характеризующие реальную защищенность носителя этих прав.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства — это реализация в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами комплекса мер безопасности, направленных на обеспечение состояния защищенности жизни, здоровья или имущества потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в целях создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия.

В процессе ОРО уголовного судопроизводства особое значение приобретает осведомленность оперативных сотрудников о деятельности представителей криминальной среды, выявление субъектами ОРД фактов оказания противоправного воздействия на очевидцев и жертв преступлений, которые впоследствии приобретают процессуальный статус свидетелей и потерпевших, с целью пресечения фактов противоправного воздействия на данную категорию лиц.

Правовой основой государственной защиты участников уголовного судопроизводства являются: Конституция РФ, Закон об ОРД. Закон о полиции; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ); Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» и подзаконные нормативные правовые акты различных органов, осуществляющих ОРД.

В Конституции РФ говорится об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). В ст. 45 прямо указано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Государство выступает как основная организация, на которую возлагается обязанность обеспечить состояние защищенности прав и законных интересов всех лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

К основным направлениям деятельности полиции законодательство относит государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также других защищаемых лиц (п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции). Для реализации данного направления в структуре МВД России функционирует Управление обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, и его территориальные подразделения (центры, отделы).

Оперативно-розыскное законодательство к основаниям проведения ОРМ относит наличие постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД).

В законодательной защите часто нуждаются не только потерпевшие и свидетели, но и потенциальные носители доказательственной информации, которые могут стать таковыми в процессе расследования или судебного разбирательства. В связи с этим меры государственной защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Если оперативно-розыскным органам стало известно об опасности угрозы носителю доказательственной информации, они обязаны обеспечить безопасность данного лица, даже если оно не имеет процессуального статуса.

Для государственной защиты участников уголовного судопроизводства применяются меры безопасности, закрепленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ. С помощью этих мер реализуется функция ОРО государственной защиты участников судопроизводства, которая осуществляется:

  • непосредственно оперативными подразделениями (личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом лице);
  • оперативными подразделениями во взаимодействии с другими субъектами ОРД, например оперативными подразделениями ФСИН России (перевод с одного места отбывания под стражей или отбывания наказания в другое; раздельное содержание защищаемого лица);
  • оперативными подразделениями различных субъектов ОРД во взаимодействии с государственными учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, жилищными органами (изменение внешности, предоставление другого места жительства, изменение места работы или учебы, замена документов).

В системе МВД России утверждена форма статистической отчетности «Госзащита-ФЛ», в которой отражаются результаты деятельности подразделений по организации государственной защиты и подразделений собственной безопасности. В отчете находит отражение количество поступивших заявлений о необходимости госзащиты, вынесенных постановлений о применении мер безопасности, применявшиеся меры безопасности по каждому виду участников уголовного судопроизводства.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства как структурный элемент ОРО осуществляется до начала уголовно-процессуальных отношений и объективно продолжается после их прекращения с целью воспрепятствовать мести представителей криминальных структур лицам, оказавшим содействие правосудию.

Предпосылка использования результатов ОРД в обеспечении уголовного судопроизводства создана, в частности, закреплением права следователя на привлечение к участию в следственном действии должностных лиц ОРД (ч. 7 ст. 164 УПК РФ), а также возможностью привлечения указанных должностных лиц к работе следственной группы (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

Впервые термин «оперативно-розыскное обеспечение следствия» появился в теории ОРД и служебных документах ОВД в 1980-х гг. В принятых позднее ведомственных нормативных актах подчеркивалась и обусловливалась необходимость оперативно-розыскного обеспечения (ОРО) предварительного следствия.

Позднее появились многочисленные работы ученых (А.И. Глушков, Э.И. Бордзиловский, И.А. Климов, Г.К. Синилов, В.П. Хомколов и др.), которые рассматривали ОРО как частное оперативно-розыскное учение.

Отнесение ОРО к предмету теории ОРД обусловлено продуктивным использованием достижений других наук. Развиваясь в рамках криминалистики, теория ОРД формировала специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников и наиболее эффективные, преимущественно негласные, силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями.

ОРО сочетается с такими структурно-содержательными элементами предмета теории ОРД, как причинно-следственные связи механизма образования криминалистически значимой информации: закономерности возникновения отношений, связанных с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов; практика применения организационных форм, методики, тактики и технических средств в борьбе с преступностью.

ОРО, являясь относительно автономным направлением в процессе осуществления ОРД, обладает специфической системой конкретных принципов, к которым относятся следующие.

1. Активность в добывании информации. Субъекты ОРО при выполнении своих служебных функций не могут занимать пассивную, выжидательную позицию. Они обязаны действовать наступательно в ходе поиска и проверки необходимых сведений, способствующих реализации основной задачи — раскрытия и расследования преступлений. Им необходимо постоянно расширять и углублять знания о происходящих событиях, с тем чтобы своевременно прогнозировать и оценивать конкретную оперативно-розыскную ситуацию, вырабатывать и принимать правильные оперативно-тактические решения и реализовывать их, на основе изучения и оценки эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений внедрять в практику передовой опыт.

2. Плановость, предполагающая, что общие и частные задачи ОРО раскрытия и расследования преступлений могут быть успешно разрешены только при условии тщательной предварительной разработки программы предстоящих действий. Такая программа составляется на основе глубокого и всестороннего анализа типичных оперативно-розыскных ситуаций, предполагаемой стратегии и тактики раскрытия преступлений, изобличения виновных и их уголовного преследования.

3. Комплексность, предусматривающая необходимость использования для ОРО раскрытия и расследования преступлений возможностей всех правоохранительных органов, а также иных ведомств, учреждений, организаций и отдельных граждан.

4. Научность, в соответствии с которой субъекты ОРО в ходе своей деятельности обязаны применять методы и средства, которые уже ранее были апробированы и получили теоретическую аргументацию. Кроме того, они должны постоянно овладевать необходимыми теоретическими знаниями, использовать и внедрять в практику научно обоснованные выводы и рекомендации.

5. Достаточность сил и средств, заключающаяся в том, что количество и качество сил и средств, задействованных для решения задач ОРО, должны быть такими, как этого требует или может потребовать та или иная типичная оперативно-розыскная ситуация.

6. Соответствие интенсивности и напряженности обеспечивающих мероприятий степени опасности расследуемого преступления. Известно, что чем опаснее по характеру и масштабу предполагаемое либо уже происходящее противоправное деяние, тем больше требуется информации о нем и о причастных к нему лицах. Следовательно, тем жестче и напряженнее должен быть режим работы оперативных и следственных подразделений.

7. Использование максимального количества источников информации. Оперативные аппараты, осуществляющие ОРО, обязаны использовать любые источники информации, не запрещенные законом. Упор только на агентуру или специальную технику, включая средства электронной разведки и наблюдения, приведет к получению неполной информационной картины совершаемого или совершенного криминального события.

Вместе с тем ОРО уголовного судопроизводства является самостоятельной организационно-тактической формой ОРД, органически увязанной с другими ее формами. В ходе проведения ОРМ по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, одновременно могут решаться и задачи по обеспечению процесса расследования и судебного разбирательства: выявляться свидетели по уголовному делу, устанавливаться дополнительные эпизоды преступной деятельности, факты готовящихся актов противодействия в отношении участников уголовного процесса, приниматься меры по обеспечению безопасности участников процесса и т.д.

ОРО осуществляется всеми субъектами ОРД (ОВД, ФСБ России, ФТС России и др.) и начинается с момента реализации оперативных материалов и возбуждения уголовного дела либо с момента возбуждения уголовного дела, по которому неизвестно лицо, совершившее преступление. ОРО является заключительным этапом деятельности оперативных подразделений, который заканчивается после вынесения приговора судом.

Содержательная сторона ОРО включает в себя комплекс мер оперативно-розыскного характера, цель которых — установление событий, фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, для обеспечения следствия данными, способствующими выявлению истины по расследуемым материалам и событиям, а также для принятия к виновным мер, предусмотренных законом.

ОРО уголовного судопроизводства — это деятельность субъектов ОРД, заключающаяся в комплексном применении оперативно-розыскных сил, средств и методов и направленная на выявление признаков преступлений, лиц, их совершивших, пресечение противодействия криминальной среды, а также на защиту участников уголовного процесса в целях создания оптимальных условий для расследования и судебного разбирательства.

К числу специфических задач ОРО уголовного судопроизводства относятся:

  1. установление лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности;
  2. получение информации, использование которой может служить источником для получения доказательств либо выдвижения оперативно-розыскных и следственных версий;
  3. оказание помощи следователю в проверке относимости определенных документов к расследуемому событию и в проведении следственных и иных процессуальных действий;
  4. выявление мер, предпринимаемых обвиняемыми и их окружением, по противодействию органам расследования и суду с целью избежать уголовной ответственности1См.: Бордиловский Э.И. Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений: Лекция. М., 1493. С. 12-13.;
  5. осуществление оперативного контроля за подозреваемыми, обвиняемыми для предотвращения новых преступлений или попытки скрыться от следствия и суда;
  6. розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, похищенного имущества и имущества, подлежащего конфискации, а также орудий преступления и иных предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела;
  7. выявление ранее неизвестных фактов (эпизодов) деятельности по подготовке, выполнению и сокрытию преступлений подозреваемым лицом;
  8. осуществление комплекса мер по защите лиц, участвующих в уголовном процессе.

Осуществление ОРО уголовного судопроизводства обусловлено тем, что в настоящее время активизировалась деятельность преступников по оказанию противоправного воздействия на отправление правосудия. Противодействие криминальной среды приобрело характер опасного социально-правового явления, которое включает в себя разнообразные формы психического и физического воздействия на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса, сотрудников органов предварительного расследования, судей, фальсификацию и уничтожение вещественных доказательств.

Наши партнеры