Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Вопрос о придании предоставляемым результатам ОРД доказательственного значения в уголовном процессе продолжительное время оставался дискуссионным. Причиной тому было отсутствие его четкой законодательной регламентации. В начале 1990-х гг. так называемые «задокументированные результаты оперативно-розыскных мероприятий» в качестве материалов, имеющих доказательственное значение, судами зачастую не рассматривались1См.: Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация в расследовании преступлений. М., 1991.. Сложившаяся ситуация коренным образом изменилась с принятием в 1995 г. Закона об ОРД, который впервые на гласной законодательной основе закрепил возможность использования результатов ОРД (ст. 11).

Их использование в качестве оснований для возбуждения уголовного дела и доказательств по уголовным делам допускается в соответствии с положениями уголовно- процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.

Во-первых, с принятием открытого нормативного акта была законодательно регламентирована вся ОРД, в силу чего сведения, полученные в процессе ее осуществления, обрели свойство данных, полученных в предусмотренном законом порядке, в связи с чем положительно может решаться вопрос о допустимости их использования в уголовном судопроизводстве.

Во-вторых, значительно расширилась система гласных, регламентированных законом действий, направленных на выявление и закрепление следов преступления и иных фактических данных, которые впоследствии могут иметь значение доказательств по уголовному делу.

В-третьих, законодатель установил, что материалы ОРД могут быть предоставлены для использования в уголовном процессе непосредственно, в соответствии с требованиями межведомственной Инструкции.

Результаты ОРД предоставляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Впоследствии они используются в зависимости от особенностей отражения в данных материалах обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эти отношения. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об ОРД эти результаты могут использоваться в следующих направлениях:

  • для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
  • для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших;
  • для проведения ОРМ по розыску имущества, подлежащего конфискации;
  • для принятия решения о достоверности представленных государственным и муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;
  • в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;
  • в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД.

Возможность использования результатов ОРД для подготовки и осуществления следственных и судебных действий и пределы такого использования определяются уголовно-процессуальным законодательством. На стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения использование оперативно-розыскных данных допустимо лишь при их соответствующем оформлении и установлении источника получения информации, а также если есть возможность доказать ее истинность, объективность, достоверность и перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных действий.

При использовании результатов ОРД для подготовки и проведения следственных действий речь идет об оптимизации криминалистической тактики выполнения различных следственных и судебных действий, осуществление которых порой невозможно или затруднительно без наличия оперативно-розыскной информации2Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики. Волгоград. 1993. С. 98.. Согласно Инструкции (п. 20) предоставляемые результаты ОРД должны содержать сведения:

  • о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования, которым известны факты, имеющие значение для уголовного дела;
  • возможных источниках доказательств;
  • местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ;
  • фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий;
  • выборе наиболее эффективной тактики производства процессуальных действий и выработке оптимальной методики расследования по конкретному уголовному делу.

Сбор первичной информации традиционно считается одним из наиболее сложных этапов раскрытия преступлений, и от правильного использования всех ее источников зависит успешное расследование уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела по материалам оперативных подразделений следователь планирует дальнейшее расследование и предусматривает возможность взаимодействия с оперативным сотрудником. В процессе взаимодействия предполагается проведение комплекса ОРМ и следственных действий, рассматривается возможность привлечения подразделения технического обеспечения, специалистов и др.

Раскрытие преступлений по горячим следам представляет собой комплекс неотложных следственных действий и ОРМ, которые осуществляются немедленно после обнаружения преступления или получения о нем заявления и ведутся в течение трех суток (в исключительных случаях — до 10 суток) в целях установления лиц, его совершивших. Несмотря на крайне непродолжительный период проведения этих действий, их значение для решения задач уголовного судопроизводства огромно, поскольку от 70 до 80% доказательств, приводимых в обвинительных заключениях следователей и приговорах судов, собираются ими в это время3 См.: Соловьев А. Б. Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. М., 1994. С. 4..

На данном этапе ОРМ направлены на выявление:

  • лиц, которые впоследствии могут быть допрошены следователем в качестве свидетелей;
  • предметов и документов, которые могут быть признаны следователем в качестве вещественных доказательств по уголовному делу.

Вместе с тем в процессе проведения ОРМ действия подозреваемых лиц фиксируются с помощью технических средств на материальных носителях, которые после соответствующей проверки следователем могут быть использованы в уголовном судопроизводстве.

Результаты ОРД могут применяться как для установления оснований проведения отдельных следственных действий, так и язя подготовки и определения наиболее целесообразных тактических приемов их проведения. Использование результатов ОРД при подготовке и проведении следственных действий во многом обеспечивает их успех. Например, оперативные данные дают представление о месте производства обыска, личности обыскиваемого, его связях в преступной среде и т.п. Это помогает правильно определить время проведения данного следственного действия, подготовить состав ОСГ, необходимые технические средства, наметить последовательность и тактику действий.

Материалы, полученные оперативно-розыскным путем, могут содержать, в частности, сведения информационного характера, касающиеся:

  • связей подозреваемого лица, механизма встречи и передачи определенных предметов (наркотиков, денежных средств, оружия), мест их храпения, данных о внешности, одежде, автотранспорте и т.п. без конкретных сведений о совершенном или готовящемся преступлении (эти данные будут иметь большое значение для проведения такого следственного действия, как обыск);
  • конкретного места и времени встречи для сбыта наркотиков, продажи оружия, похищенных предметов и т.п. (указанная информация может использоваться для принятия решения о задержании подозреваемого, производстве обысков, допросов и т.п.).

В тех случаях, когда в результате проведения ОРМ получены сведения о совершенном или готовящемся преступлении, соответствующие материалы (видео- и аудиозапись) следователь может использовать при проведении следственных действий. Однако, используя оперативную информацию, следует избегать возможности расшифровки ее источников, а при продолжении проверки со стороны оперативных аппаратов такое использование возможно лишь после согласования этих действий с сотрудником оперативно-розыскного подразделения.

Отметим, что результаты ОРД могут использоваться и по приостановленным уголовным делам. По поручению следователя проводятся розыск скрывшихся преступников, установление их местопребывания, а также лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого, которые продолжают противоправную деятельность (связь с соучастниками преступления, воздействие на свидетелей и сотрудников, осуществляющих расследование и др.). Поручения следователя оперативно-розыскным органам по приостановленным делам могут включать проверку неотработанных версий об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, поиск новых источников доказательств, когда возможности решить эти вопросы процессуальными средствами к моменту приостановления уголовного дела исчерпаны4См.: Кореневский Ю.В., Токарев М.Е. Использование результатов оперативно- розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Метод, пособие. М., 2000. С. 52-53..

Использование результатов ОРД на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике оперативно-розыскная информация в суд фактически не предоставляется. При расширительном толковании понятия «судебные действия» непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому, например при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых установлению истины. Кроме того, при применении дополнительного наказания в виде конфискации имущества суд может давать поручения оперативно-розыскному органу обнаружить сокрытое имущество и принять меры к его сохранности с тем, чтобы обеспечить наложение на него ареста.

Большинство судей (80%) полагают, что с наибольшей эффективностью осуществлять ОРО судебного разбирательства могут оперативные подразделения ОВД, так как они наиболее функционально приспособлены дня решения такого рода задач и обладают достаточными возможностями5См.: Хомколов B.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М., 1499. С. 116..

Информация, полученная в результате осуществления ОРМ, может быть передана судье в следующих формах: сообщение о готовящихся противоправных действиях, направленных на противодействие правосудию; предоставление объяснений (потерпевших, свидетелей) о действиях преступников и связанных с ними лиц по противодействию правосудию; предоставление судье фактических данных, полученных оперативным путем и достаточных для принятия процессуальных решений.

Использование результатов ОРД при проведении ОРМ осуществляется в зависимости от значимости информации, поступающей в оперативные подразделения. Оно может быть реализовано в ходе любого ОРМ, указанного в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД, однако наиболее часто это происходит в следующих ситуациях:

  • при поиске лиц и фактов, представляющих оперативный интерес;
  • выборе наиболее эффективных организационных и тактических приемов проведения мероприятий в рамках оперативной проверки;
  • подборе и привлечении граждан к конфиденциальному сотрудничеству, их проверке;
  • проверке надежности конспирации ОРМ;
  • определении времени и условий, необходимых для проведения ОРМ;
  • обеспечении собственной безопасности оперативных сотрудников и лиц, оказывающих содействие уголовному судопроизводству;
  • обеспечении легализации материалов, полученных с использованием негласных средств и методов, при невозможности легализовать их другим путем.

В процессе розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбывания наказания, а также без вести пропавших, результаты, полученные в процессе ОРД, мот способствовать установлению мест возможного нахождения разыскиваемых и выявлению лиц, располагающих информацией о них. Вместе с тем возможно использование этих результатов и в иных целях, предусмотренных федеральными законами, в частности для информирования Президента РФ, Совета безопасности и высших органов государственной власти, информационного обеспечения разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также для охраны и защиты Государственной границы РФ и др.

Использование результатов ОРД для проведения ОРМ по розыску имущества, подлежащего конфискации. ОРМ осуществляются с целью: а) исключить растрату, отчуждение (продажа, дарение и др.), сокрытие имущества лицами, совершившими преступления, по которым предусмотрена конфискация данного имущества в соответствии со ст. 1041 УК РФ; б) обеспечить сохранность обнаруженного имущества для ее дальнейшей конфискации; в) обеспечить дальнейшее исполнение обвинительного судебного приговора в части исполнения гражданского иска во взаимодействии с другими ведомствами.

Розыск имущества производится оперативными подразделениями в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями ФССП России и ФМС России. В данных структурах может быть получена оперативно-значимая информация о выезде должников за пределы Российской Федерации. Результаты ОРД могут служить основанием для направления судебными приставами-исполнителями поручения о временном ограничении выезда подозреваемого в сокрытии имущества лица за пределы России в органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Использование результатов ОРД для принятия решения о достоверности представленных государственным и муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Государственные и муниципальные служащие предоставляют сведения о доходах и об имуществе при поступлении на службу, а также ежегодно в период их нахождения на должности. Чтобы исключить факты незаконного получения доходов, достоверность данных сведений при назначении на должность или нахождении на ней может быть проверена с использованием результатов, полученных органами, осуществляющими ОРД. Информация по результатам проверки приобщается к личному делу должностного лица и может служить основанием препятствующим назначению (выбору) и оставлению его на соответствующей должности.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационная коллегия судей вправе обращаться в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный срок не позднее двух месяцев со дня получения судебного требования. К числу таких органов относятся и органы, осуществляющие ОРД.

Результаты ОРД могут использоваться для проверки достоверности сведений, предоставляемых лицом, претендующим на должность судьи. Наличие в них информации о судимости, связях с представителями криминальных структур, фальсификации представленной информации может служить основанием для отказа в назначении лица на должность судьи.

Использование результатов ОРД в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела возможно при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, например: при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лицах, его совершивших, очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для возбуждения уголовного дела (п. 19 Инструкции).

Уголовно-процессуальным законодательством в качестве повода для возбуждения уголовного дела называется и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт. Рапорт содержит фактическую информацию о признаках противоправного деяния, которую исполнитель обязан довести до соответствующего руководителя правоохранительного органа.

В научной литературе отмечается, что составление рапортов оперативными работниками в случае представления полученных предметов и документов является наиболее оптимальным способом введения объектов в уголовный процесс. Рапорт не исключает составления следователем протокола осмотра (ст. 176, 180 УПК РФ) и принятия представленных предметов и документов. При этом рапорт и сам предмет или документ будут представлять собой одно комплексное доказательство.

Таким образом, принципиальная возможность использования результатов ОРД уже заложена в уголовно-процессуальных нормах. Процессуальное требование о непосредственном обнаружении признаков преступления может быть рассмотрено применительно к двум ситуациям:

  • оперативный сотрудник полиции случайно стал свидетелем (очевидцем) криминального события. В данном случае информация оформляется рапортом сотрудника полиции о признаках противоправного деяния;
  • оперативный сотрудник определенное время изучал и документировал преступную деятельность.

Предметы и документы могут быть получены сотрудником и в ходе принятия гласных оперативно-розыскных мер. Результаты ОРД, зафиксированные в соответствующих оперативно-служебных документах, могут быть вовлечены в уголовный процесс через такой вид доказательств, как «иные документы» (и. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ), при соблюдении уголовно-процессуального режима формирования.

Оперативный сотрудник, осуществляя продолжительный период оперативное документирование противоправных действий подозреваемых лиц, составляет оперативно-служебные документы (акты, рапорта, справки и др.), содержащие сведения, которые указывают на признаки преступления и могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Поскольку ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД допускает использование в ходе ОРМ технических средств наряду с составлением документов, противоправные действия могут фиксироваться с помощью видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также других средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей.

Документирование преступной деятельности заключается в получении оперативно-розыскным путем информации о признаках криминального события, фиксации этих сведений не только в оперативно-служебных документах, но и с помощью специальных технических средств на различные физические носители. Правомочия оперативно-розыскных органов (МВД России, ФСБ России, ФСКН России др.) осуществлять документирование и заводить ДОУ закреплены в ст. 10 Закона об ОРД.

В процессе документирования и получения предметов и документов рекомендуется участие незаинтересованных лиц (представителей, общественности, администрации, граждан). При этом составляемые оперативными сотрудниками письменные документы (акты проверочной закупки, протоколы осмотра и пометки денежных купюр спецсредством, рапорты и др.), а также материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи будут в соответствии со ст. 84 УПК РФ иметь статус «иных документов». Участие незаинтересованных лиц в данном процессе повышает достоверность полученной информации и позволяет в последующем допросить их в качестве свидетелей.

Вместе с тем сообщение о преступлении может быть получено и из СМИ (печать, радио, телевидение). Порядок рассмотрения таких сообщений определен ст. 144 УПК РФ. Указанная информация может послужить поводом для выезда на место происшествия, принятия мер по обеспечению сохранности следов, видеозаписи, изъятия образцов для исследования и осуществления других проверочных действий. Зафиксированные при этом результаты могут быть отнесены к сообщениям о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, и служить поводом для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Представляется возможным использование данных каналов для введения в уголовный процесс результатов ОРД. Однако в каждом конкретном случае такое использование не процессуальной информации возможно после ее соответствующей легализации. Если такая возможность отсутствует, ее использование в расследовании недопустимо.

Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам осуществляется в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующим собирание (ст. 86), проверку (ст. 87) и оценку (ст. 88) доказательств. Уголовно-процессуальным законодательством (ст. 89 УПК РФ) запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, содержащимся в указанных нормах.

Соответственно предоставляемые результаты ОРД должны формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, которые предъявляются к доказательствам в целом либо к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, указывать ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства; а также данные, позволяющие в условиях уголовного судопроизводства получать доказательства, сформированные на их основе (п. 21 Инструкции).

Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ результаты ОРМ не являются непосредственно доказательствами, а представляют собой лишь сведения об источниках тех фактов, которые, будучи получены с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе положений уголовно-процессуального законодательства6Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 19-0 «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»..

Процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по сути, состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму7В научной литературе данная процедура именуется также «уголовно-процессуальной интерпретацией результатов ОРД» (подробнее см.: Пашков М.П. О понятии уголовно-процессуальной интерпретации результатов оперативно-розыскной деятельности // Профессионал. 1998. № 5-6. С. 31).. Таким образом, любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовнопроцессуальных средств. Для этого данные результаты должны быть зафиксированы в соответствующей форме (рапорте, акте, объяснении), подвергнуться тщательной, всесторонней и полной проверке и оценке с точки зрения требований уголовно-процессуального закона об их относимости, допустимости, достоверности и в совокупности достаточности для разрешения уголовного дела.

Относимость — правовое требование, обращенное к содержанию доказательств и означающее способность доказательства служить средством установления истины по уголовному делу и возможность его дальнейшего использования следователем для установления предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ). Иными словами, доказательства должны быть относимыми к данному конкретному делу, т.е. между содержанием доказательств и обстоятельствами, входящими в предмет доказывания, должна существовать определенная связь. Наличие такой объективной связи позволяет восстановить на основе доказательств фактические обстоятельства преступления.

Относимость имеющихся фактических данных означает их способность подтверждать либо опровергать обстоятельства, относящиеся к совершенному преступлению, а также к установлению самого события преступления или его приготовления. При этом оценка данных оперативного характера не отличается от оценки любых иных сведений, имеющихся в материалах, предшествующих возбуждению уголовного дела.

Допустимость характеризует как содержание, так и форму доказательств и свидетельствует о соблюдении всех требований закона. При оценке допустимости материалов, поступивших из оперативных источников, особое значение приобретает законность проведенных ОРМ. При решении вопроса о допустимости результатов ОРД в качестве доказательств рекомендуется:

  1. уточнить, относятся ли полученные фактические данные к обстоятельствам, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК РФ);
  2. проверить, соблюдены ли требования закона, регламентирующие ОРМ основного вида (дано ли судьей разрешение провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением тайны телефонных переговоров и иных сообщений, с проникновением в жилище и т.д.), включая требования к форме и содержанию документов, фиксирующих ход и результаты осуществления мероприятий;
  3. осуществить предусмотренные процессуальным законом действия, необходимые для приобщения предметов и документов к делу; выяснить и удостоверить их признаки и свойства, позволяющие признать их вещественными доказательствами либо «иными документами»; произвести процессуальные действия по признанию их таковыми;
  4. проверить и оценить их на общих основаниях с точки зрения источника и содержания.

В зависимости от ответа на поставленные вопросы принимается решение о возбуждении уголовного дела или о необходимости проведения дополнительной проверки для получения сведений, отвечающих требованиям допустимости. Критерием допустимости предметов и документов, полученных вне уголовного процесса (в том числе в ходе ОРД), представленных следователю и принятых им в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, является не допрос лиц, предоставивших объекты, а возможность проверки представленного с помощью других процессуальных действий. Соответственно достижение цели, поставленной перед оперативными аппаратами и органами предварительного расследования, возможно только при сочетании оперативно-розыскных и процессуальных действий.

Доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, считаются недопустимыми (ст. 75 УПК РФ) и не могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.

К любой информации, в том числе оперативно-розыскной, предъявляется требование достоверности, т.е. соответствия сведений объективной действительности. Достоверность фактических данных предполагает наличие в них информации о признаках, характеризующих объективную сторону преступления (место, время, способ, обстоятельства совершения, размер причиненного ущерба). Учитывая, что оперативные данные носят, как правило, относительно вероятностный характер, степень достоверности фактических обстоятельств, на основании которых будет приниматься процессуальное решение, должна быть наибольшей. Достоверность поступивших фактических данных о признаках преступления и принятие на их основе решения о возбуждении уголовного дела предполагает возможность последующего их использования в качестве доказательств. Если невозможно подтвердить процессуальное происхождение полученных фактических данных, то представляется невозможным на их основе и возбуждение уголовного дела. В таком случае необходимо провести дополнительные ОРМ.

Результаты ОРД, которые представляются для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом либо к соответствующим видам доказательств. Кроме того, они должны: а) содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; б) указывать на источник получения предполагаемых доказательств или предмета, который может стать доказательством; в) указывать на данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на основе оперативно-розыскных сведений.

Полученные в результате ОРМ фактические данные независимо от того, проведены такие мероприятия до или после возбуждения уголовного дела, могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение предварительного следствия, или суд получат их путем проведения процессуальных действий. Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы (кино-, фотоматериалы, аудио- и видеозапись) приобщены в процессуальном порядке к уголовному делу.

Любые сведения, в том числе результаты ОРД, чтобы стать доказательствами, должны быть получены из предусмотренных законом источников, в установленном законом порядке, путем проведения следственных и судебных действий.

Соответственно решение о возможности использования в процессе доказывания по уголовному делу материалов ОРД принимается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судом. При этом они обязаны в соответствии с требованиями уголовно- процессуального законодательства осуществить проверку представленных материалов процессуальными способами и провести осмотр материалов, назначить различные виды экспертиз, допросы, очные ставки и другие следственные действия. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Результаты ОРМ, проведенных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, лишь когда они получены но разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следователем в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством.

В случаях, не терпящих отлагательства, когда возникает угроза совершения тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору и в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению следов преступления.

В условиях роста преступности защита личности, общества и государства от противоправных посягательств затруднительна без активного использования результатов ОРД. В этих условиях недооценка фактических данных, полученных оперативными подразделениями, часто становится причиной приостановления нераскрытых уголовных дел в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, возврата уголовных дел на дополнительное расследование, переквалификации содеянного в сторону смягчения наказания, прекращения уголовных дел, сокрытия имущества, подлежащего конфискации.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее - Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.

1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.

Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела.

Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.

Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе.

К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п. 11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п. 13 Инструкции).

Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, констатировал, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь в том случае, если на их проведение получено разрешение суда и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2. Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД (п. 7 Инструкции)1В соответствии с ч. 2 ст. 474 УИК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, а также в рукописном виде.. К указанным документам могут прилагаться полученные в ходе ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественным доказательством.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.

Поскольку предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением правил обращения с соответствующими документами.

3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (п. 15 Инструкции), на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД. В иных случаях данные результаты пред оставляются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Сопроводительные документы на фактическую передачу результатов (пересылку по почте, передачу нарочным и т.п.) оформляются в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.).

Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если предметы и документы подучены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя, прокурора (суда). Уголовно-процессуальные права следователя на дачу поручений закреплены в п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

При предоставлении результатов ОРД достаточно остро стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических характеристиках средств, использующихся при проведении ОРМ. Следует отметить, что без этих сведений обойтись трудно, поскольку применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками может привести к искажению фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и, как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела.

Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются, анализируются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся в них данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Для принятия решения о возможности их дальнейшего использования следователем также учитываются следующие обстоятельства:

  • наличие данных о том, от кого документ исходит и каким образом он приобщен к материалам уголовного дела (сопроводительное письмо, рапорт, протокол и т.п.);
  • наличие в документах обязательных реквизитов и подписей уполномоченных лиц;
  • указание на источник и обстоятельства получения зафиксированных данных;
  • насколько полно задокументированы отдельные эпизоды преступления; особенное внимание обращается на наличие основания к возбуждению уголовного дела;
  • достаточно ли собранных материалов для проведения расследования.

Материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в различные следственные территориальные органы с учетом требований к подследственности, предусмотренных

ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Существенная роль в расследовании преступлений отводится следователям Следственного комитета РФ.

Дальнейшее использование результатов ОРД для возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия осуществляется по совместному плану, утвержденному руководителями органа дознания и всесторонне оценивают собранные материалы и определяют порядок и направления их использования.

В системе МВД России взаимодействие оперативного сотрудника со следователем в процессе раскрытия и расследования преступлений регламентируется ведомственными подзаконными актами.

В случае невозможности использования результатов ОРД следователь возвращает материалы с подробным обоснованием причин такого решения, которые могут излагаться письменно в виде справки. При этом он указывает факты, обстоятельства, которые необходимо дополнительно проверить, и документы, которые нужно истребовать. Если начальник оперативного аппарата не согласен с решением следователя, все материалы с его возражениями в письменном виде направляются начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

Если решение об использовании результатов ОРД принимается, то решаются также вопросы недопустимости разглашения сведений о времени и месте проведения ОРМ, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т.п. В ряде случаев на стадии возбуждения уголовного дела с частью оперативной информации могут быть ознакомлены руководители следственных подразделений, следователи, которым непосредственно предстоит расследовать преступление.

Главная задача оперативного сотрудника, получившего указанные результаты ОРД, не только в их своевременном и качественном оформлении, а прежде всего в создании предпосылок для их надлежащей легализации или трансформации в доказательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Практика показывает, что оперативно-розыскным органам все чаще приходится сталкиваться не только с изощренными приемами и методами сокрытия преступлений и их последствий, но и с организованным противодействием изобличению виновных. В этих условиях явно не хватает традиционных уголовно-процессуальных возможностей, поэтому существенно возрастают роль и значение ОРД, в ходе которой обнаруживается, фиксируется оперативными средствами и методами информация, которая впоследствии может иметь доказательственное значение.

При этом отметим, что оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и не процессуального. И это единство включает, кроме проведения следственных действий или ОРМ, использование добытой в ходе проведения ОРД информации, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

В настоящее время использование результатов ОРД выступает частным учением, основанным на едином познании ОРД и уголовным процессом криминальных явлений и принципе информационного взаимодействия этих двух составляющих при решении задач борьбы с преступностью.

В процессе осуществления ОРД обеспечиваются соответствующие условия и предпосылки для быстрого и полного раскрытия преступления уголовно-процессуальными мерами. Это предполагает получение информации о местах нахождения документов и предметов, служащих орудием преступления, сохранивших на себе его следы, бывших объектами преступных действий, а также денег и ценностей, нажитых преступным путем, и других предметов, которые могут служить средствами обнаружения преступления, обстоятельств его совершения и выявления виновных. Вместе с тем ОРМ могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных материальных предметов и пресечение противодействия расследованию. В некоторых ситуациях появляется необходимость выявить такие обстоятельства, которые характеризуют личность потерпевшего и наиболее важных свидетелей, чтобы иметь представление об их психологической установке на предстоящие допросы1См.: Зажицкий В. И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса // Государство и право. 1995. № 6. С. 58..

Наиболее часто выявлению и раскрытию оперативно-розыскным путем подлежат преступления, которые тщательно скрываются и остаются неизвестными, когда нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела или когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, к моменту обнаружения признаков преступления не установлено. Кроме того, в условиях «очевидности» преступлений ОРМ могут быть необходимы для установления мотивов и цели преступления, а иногда и результатов преступной деятельности, т.е. обстоятельств, которые при неочевидности самого события преступления, как правило, наглядно не проявляются. Таким образом, проблема использования результатов ОРД содержит несколько аспектов и ее решение невозможно без рассмотрения терминологии этого понятия.

«Результат» — это то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог. Итогом ОРД является решение задач этой деятельности (ст. 2 Закона об ОРД). Результат этой деятельности должен находить явное выражение и материальное воплощение путем ею отражения в оперативно-служебных документах или на различных физических носителях.

В соответствии с п. 361 ст. 5 УПК РФ под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушения, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Законодатель, назвав результаты ОРД сведениями, подчеркнул, что они сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательств в том значении, как определено в уголовно-процессуальном законодательстве.

В соответствии со ст. 89 УПК РФ «в процессе доказывания запрещается использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Однако при соблюдении уголовно-процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут.

Результаты ОРД могут включать две группы данных. Первую группу составляют фактические данные (сведения), непосредственно указывающие на признаки преступления, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить источниками доказательств по уголовному делу. Они могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств о наличии и местах нахождения орудий преступлений, похищенных ценностей, денежных средств, предметов, сохранивших следы преступления, и др.

Вторую группу образуют фактические данные, которые носят вспомогательный характер (о личности подозреваемого, противоречиях в преступной группе, способах маскировки преступной деятельности и т.н.) и могут служить для выбора организационных и тактических приемов проведения ОРМ и следственных действий.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может содержать самые разнообразные сведения: о способе совершения преступления; лицах, совершивших преступление; предметах и документах, которые могут быть доказательством по делу, и их местонахождении; о способах сокрытия совершенных деяний; об избранной подозреваемыми и обвиняемыми линии поведения на следствии; о склонении организаторами преступных групп своих сообщников к даче ложных показаний; воздействии на свидетелей в целях их склонения к отказу от дачи показаний.

Результаты ОРД отражаются:

  • в составляемых оперативными сотрудниками служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, объяснениях, отчетах и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы. полученные при проведении ОРМ (фоно- и видеограммы, фотоснимки, магнитные и лазерные диски, слепки и т.н.);
  • на технических средствах фиксации информации (фото-, кино- и видеосъемки, магнитные ленты, диски и другие носители информации);
  • в объяснениях лиц, участвующих в ОРМ (проверочных закупках, наблюдении, оперативном эксперименте, контролируемой поставке и др.);
  • в сообщениях конфиденциальных источников.

Оперативно-розыскная информация, зафиксированная в соответствии с требованиями закона в оперативно-служебных документах и на физических носителях, служит лишь основой для формирования всех видов доказательств и создает условия и предпосылки для их установления.

Таким образом, фактические данные, полученные непроцессуальным путем, сами по себе не являются доказательствами, но они могут приобрести такое качество в случаях их получения следователем или судом законными способами (представление, истребование, производство следственных действий). В связи с этим руководитель оперативного подразделения решает вопрос о возможности предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Если принимается решение о предоставлении результатов ОРД, оперативные работники, собрав материалы, содержащие фактические данные, систематизируют их, анализируют и оценивают возможность их дальнейшего использования. Если при этом существует опасность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, угроза безопасности субъектов ОРД и лиц, располагающих доказательственной информацией, они вносят предложения о приемах, с помощью которых такие данные могут быть легализованы. Эти вопросы, как правило, обсуждаются с руководителем оперативно-розыскного органа; при необходимости в обсуждении может принимать участие следователь, в производстве которого будет находиться уголовное дело. Подобный порядок позволяет следователю выбрать наиболее эффективные тактические мероприятия и наиболее полно использовать упомянутые результаты. Для того чтобы фактические данные можно было рассматривать как результат ОРД, требуется соблюдение ряда общих условий.

Так, фактические данные должны:

  • быть получены оперативными подразделениями с соблюдением порядка, установленного Законом об ОРД:
  • содержать информацию о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • быть зафиксированы в оперативно-служебных документах, на материальных (физических) носителях, к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

Собранные материалы, должны содержать достаточные данные:

  • о наличии признаков преступления (в частности, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены);
  • об обстоятельствах обнаружения таких признаков;
  • о лице (лицах), совершившем преступление, и об очевидцах, если они известны;
  • любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Собранные оперативно-розыскным путем материалы изучаются и оцениваются сотрудниками органа, осуществляющего ОРД (оперативным сотрудником и руководителем оперативного подразделения) с позиции их дальнейшего предоставления дознавателю, органу дознания, руководителю следственного органа, следователю, прокурору или в суд для принятия по оперативно-розыскным материалам решения в соответствии с УПК РФ. Предоставляемые материалы должны содержать результаты ОРД, т.е. документально зафиксированную конечную информацию, и не раскрывать применяемую тактику, методы, средства ОРД, а также данные о лицах, негласно предоставивших сведения.

Наши партнеры