Все больше столичных предпринимателей открывают для себя услугу, которая называется бизнес-разведкой

По данным аналитиков, недобросовестная конкуренция уходит в прошлое. В конкурентную борьбу вступают бизнес-разведчики. Кто они и можно ли им доверять, разбиралась «ВМ».

Со стороны кажется, что столичные предприниматели, чтобы переплюнуть друг друга, изгаляются лишь в ассортименте, наборе услуг, вычурности интерьеров и масштабах — в зависимости от того, кто каким бизнесом занят. Другими словами, в том, чем можно удивить потребителя.

Накал креативности иногда даже на грани. На самом деле примочки не только для них — любимых, всегда правых клиентов, но для того чтобы удержать дело на плаву. А лучше — оторваться вперед в конкурентном заплыве.

Если же зайти в сферу столичного бизнеса «со двора», можно увидеть обратную сторону конкурентной борьбы. Движения внутри фирм и компаний — дело особое, тонкое, основанное на анализе информации и прогнозах, от которых зависит, пан или пропал.

Особенно сейчас, когда экономика Москвы потихоньку стабилизируется, но количество банкротов растет. По словам директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, в прошлом году число разорившихся фирм по сравнению с 2016-м увеличилось почти на 8 процентов.

— Чтобы не прогореть, сейчас нужно выбирать лучшие управленческие тактики, — говорит Исаев. — Прошли те времена, когда денег хватало на любые неэффективные решения.

И вот в поле зрения бизнеса все чаще попадают те, кто предлагает услуги с красивым названием «деловая разведка» (еще ее называют бизнес-разведкой и конкурентной).

— Бизнес-разведка сейчас популярна, — уверяет генеральный директор детективного агентства «Ревизор» Алла Сотникова. — Причины просты. Во-первых, конкуренция есть всегда, особенно в мегаполисах. Зачастую компании хотят получить дополнительную информацию, что в рамках действующего законодательства вполне возможно. Во-вторых, это модно, и многим хочется поиграть в шпионов. Мы — за.

Одно из самых ярких их дел в сфере бизнес-разведки — возврат статуса юридического лица одной из столичных фирм, попавшей под захват рейдеров

Дома — герой, за границей — шпион

Как явление бизнес-разведка родилась в Америке и давно распространилась в странах с развитой экономикой. Там бизнес-разведчик — это аналитик, способный собрать нужную информацию о конкурентах и о рынке в целом, систематизировать данные о процессах, происходящих в компании-заказчике, скомпоновать исходники и составить прогноз, который поможет бизнесменам принять дальновидные решения.

По словам одного из главных адептов конкурентной разведки в России, теоретика и практика, кандидата экономических наук Евгения Ющука, эта услуга в тех же Штатах регламентирована законом. У нас ничего похожего нет.

Есть Закон «О частной детективной и охранной деятельности» 1992 года, но там все размыто и расплывчато. Нет и однозначного понимания, что такое бизнес-разведка и где ее границы. Одни настаивают на том, что это информационно-аналитическая работа знатоков рынка, другие добавляют романтического флера и отдают услугу на откуп частным детективам, склонным к оперативной работе. Столичный рынок предлагает обращаться за услугой как к одним, так и к другим.

— Деловая разведка почти ничего общего не имеет с разведкой государственной, — поясняет Ющук. — Разве что инструментарий добычи информации у них совпадает. Зато самое главное различие — в законности. Как поясняет Евгений Ющук, государственная разведка одной страны часто нарушает законодательство другой. Проще говоря, дома человек — разведчик и герой, а за его пределами — уже шпион. С конкурентной разведкой не так.

— Надо четко понимать, что деловая разведка существует только в правовом поле, — подчеркивает полковник юстиции Вячеслав Панкратьев. — Все, что выходит за рамки закона, — это уже промышленный шпионаж. А он карается законом.

Не нарушая закон

Вместе с тем случаи, когда кто-то, назвавшись бизнес-разведчиком, предлагает услуги, противоречащие закону, встречаются нередко. Заказчик, обращаясь к тем же сыщикам или сотрудникам консалтинговых компаний, как правило, не заботится о чистоте методов, которые будут использованы для выполнения заказа. А зря — промышленные шпионы, которые начинаются там, где заканчиваются бизнесразведчики, не гнушаются ничем: съемка скрытой камерой без предупреждения, выведывание информации, мягко говоря, некорректным способом (например, напоить человека и выведать все, что интересует) и так далее. Если правоохранительные органы поймают нарушителя за руку, заказчик услуги рискует стать сообщником.

К счастью, таких деятелей — промышленных шпионов — в столице меньше, чем честных бизнес-разведчиков.

— Если хорошо знать закон, можно довольно хорошо его интерпретировать, — говорит аналитик, капитан ФСБ, занимающийся бизнес-разведкой, Антон Солодов. — Помогает русская смекалка. Методы используем классические — дедукция, анализ, психология и прочие. Можем привлечь нетривиального специалиста, например кинолога, чтобы выяснить психотип человека по его собаке. А иногда по фрагменту оплаченного счета можно узнать больше, чем из беседы.

Согласен со спецом и Евгений Ющук, который заявляет: чем ближе сыщик подходит к границе закона, тем эффективнее его работа. Главное — не перейти грань.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Любименко, член гильдии негосударственных структур безопасности московской торгово-промышленной палаты, президент ассоциации профессионального сыска:

— То, что сегодня называют деловой разведкой, находится в рамках обыкновенного сбора информации для компаний, прописанного в законе 1992 года. А бизнес-разведка — это всего лишь красивый эпитет, замануха для клиентов. Ведь люди думают: если разведка, значит что-то особенное. На самом деле есть технологии получения и добычи информации. Бизнес-разведчики получают информацию в большинстве своем из открытых источников. Сыщики не имеют специальной лицензии именно на этот вид деятельности, а значит, он остается бесконтрольным. Лицензируется в целом частная сыскная деятельность. Выдает лицензии Росгвардия.

Сергей Барбышев, эксперт-консультант в области безопасности бизнеса:

— Любая разведка строится на аналитике. Услугу правильно назвать информационно-аналитической работой. Некоторые компании сами занимаются бизнес-разведкой, не прибегая к помощи посредников. Даже индивидуальный предприниматель, когда изучает своего партнера перед подписанием договора, тоже занимается бизнес-разведкой. Теоретики много говорят о необходимости разработки этического кодекса бизнес-разведчика, создании отдельного закона. На мой взгляд, такие предложения далеки от жизни. Безопасность бизнеса вообще — это тонкая грань между законностью и беззаконием. Но ею, на мой взгляд, надо заниматься, чтобы правильно строить свой бизнес.

Источники:
Интернет-портал "Вечерняя Москва"

Наши партнеры