Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.
На каждом из этапов расследования криминалистически значимая информация, поступающая в ходе ОРД, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.
Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно обязательное и необходимое условие наиболее результативной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.
Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные.
Обнаружив признаки преступления, орган дознания должен возбудить уголовное дело и произвести для закрепления следов преступления неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей). Дела, где производство предварительного расследования обязательно, по завершении дознания передаются следователю. Дознание может вестись не более 10 суток со дня возбуждения дела.
С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по нему процессуальных и тактических решений. Именно следователю принадлежит организующая роль во взаимодействии с органом дознания, так как только он в состоянии однозначно определить время и характер необходимых оперативно-розыскных мер.
Взаимодействие должно строиться на плановой основе. Свою работу следственные и оперативные органы обычно планируют независимо друг от друга. Однако при раскрытии конкретного преступления они вырабатывают скоординированные планы, направленные на решение общих задач, предусматривают распределение обязанностей в совместной деятельности.
По делу, которое следователь принял к своему производству, виновное лицо может быть известно или неизвестно. В первом случае орган дознания вправе производить следственные действия и розыскные мероприятия только по поручению следователя. Во втором, когда преступление к моменту принятия дела следователем осталось нераскрытым, закон обязывает орган дознания установить виновного. Наряду с обязанностью выполнять поручения и указания следователя орган дознания по такому делу должен продолжать оперативно-розыскные мероприятия, своевременно уведомляя об их результатах. На этой основе следователь получает объективную возможность координировать действия органа дознания со своими в наиболее эффективном сочетании.
Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (заказных убийств, бандитизма, крупных хищений, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ). Основными принципами их формирования являются:
1) своевременность создания;
2) межведомственный характер формирования;
3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;
4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.
В соответствии со ст. 163 УПК РФ следователь руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.
Члены группы следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.
Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям. Руководитель группы, как правило, не может непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, определять меры и средства, которые понадобятся оперативному составу для решения поставленных задач. Он направляет письменное задание руководителю соответствующего оперативного органа или подразделения. Задание состоит из трех разделов:
1) описание фабулы расследуемого дела;
2) изложение данных, полученных при расследовании;
3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.
В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в следственно-оперативную группу, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:
1) работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям;
2) подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, чтобы исключить несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера;
3) следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов реализации согласованных мероприятий;
4) нужно разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы деятельности;
5) в совместном плане работы важно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу);
6) необходимо обеспечить постоянный обмен получаемой информацией между всеми членами группы;
7) при наличии оснований ходатайствовать о поощрении членов группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).
Возможны случаи, когда в ходе реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.
Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не должен выполнять те действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.
На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:
1) оперативно-розыскная, сориентированная на поиск, обнаружение, закрепление объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);
2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;
3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество и других мобильных следственных действий;
4) подгруппа анализа накопленного массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки запросов и объективных данных, включаемых в формулы обвинения, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;
5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);
6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.
Формы взаимодействия. В следственно-оперативной группе как следователь, так и оперативные работники, постоянно взаимодействуют со специалистом. Особенности такого взаимодействия определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией специалиста, обстоятельствами конкретного расследуемого дела и наличной оперативной обстановкой.
Взаимодействие следователя со специалистом выражается в участии последнего:
а) в осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу, расследующую "неочевидные" преступления, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.
Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.
Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.
Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;
б) при назначении экспертизы. Специалист дает рекомендации относительно: необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на исследование; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;
в) в получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для производства многих видов экспертиз, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, баллистических, биологических и др. При этом специалист может помочь следователю в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;
г) в предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;
д) при допросе и очной ставке, выражающемся в даче консультаций следователю (в ходе подготовки к этим действиям) и участии в них; в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе для предъявления с фиксацией аудиовизуальными средствами. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;
е) при проверке показаний с выходом на место, когда он последовательно фиксирует с помощью аудиовизуальных средств все основные стадии проверки, дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.
Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При допросе свидетеля, не достигшего 14 лет, в качестве специалиста обязательно присутствует педагог или психолог. Специалисты помогают при проведении ревизий и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в ходе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают соответствующие справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; помогают при отборе образцов для сравнительного исследования, в разработке и изготовлении специальных технических средств, при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотороботов и т.п.).
Помощь специалистов обеспечивает надежность получаемых результатов, сокращает время сбора криминалистически значимой информации, освобождает оперативных сотрудников от технической работы, которую специалисты всегда выполнят быстрее и качественнее.