Переход к рыночной многоукладной экономике, предполагающей широкое развитие предпринимательства, совершенствование организационных структур предприятий, многообразие форм собственности, связан с активным развитием налогового законодательства, формированием новых налоговых правоотношений. Налоги обязательный атрибут любого государства. В условиях рыночной экономики они служат одним из основных рычагов государственного регулирования социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности в плане ведения бухгалтерской и статистической отчетности для целей налогообложения.
Это очень важно, ибо основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления. Однако приходится констатировать весьма широкое распространение такого вида преступных посягательств, как уклонение организаций и граждан от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления). Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, что наносят все иные экономические преступления вместе взятые.
Для налоговых преступлений обстоятельства, подлежащие доказыванию, базируются на обобщенных данных их информационной модели, описывающей типовые признаки и свойства преступного события, способ, механизм и мотивы его совершения, процессы следообразования, типологические качества личности виновных, особенности объектов посягательства, а также устойчивые корреляционные зависимости между ними.
Типовые признаки и свойства налоговых преступлений связаны с искажением значимой информации либо сокрытием тех фактов, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговые органы. Тем самым преследуется цель снизить сумму налога или страхового взноса либо уклониться от их уплаты путем преднамеренного сокрытия от налоговых органов сведений о полученных доходах (сообщение им ложных данных, искажение сведений в налоговой декларации).
Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Цель ст. 198 состоит в охране действующего порядка налогообложения граждан и предупреждении неуплаты налогов, то есть неисполнения одной из основных гражданских обязанностей. Сферой ее действия охватываются все виды экономической, равно как и любой другой доходной деятельности, при осуществлении которой законом предусмотрена обязанность предоставления декларации о доходах.
Согласно тексту статьи предметом посягательства служит только один вид платежей государству подоходный налог, поскольку ответственность наступает именно и только в связи с непредставлением (искажением) декларации о доходах. Эта статья содержит квалифицирующие признаки: размер неуплаченного налога и специальную повторность.
Статья 199 УК РФ охраняет действующий порядок налогообложения организаций и предупреждает их уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В сферу ее регулирования входят все виды хозяйственной деятельности, приносящие доход, облагаемый соответствующими налогами. Организации это все указанные в налоговом законодательстве юридические лица-плательщики налогов.
Данная статья устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов путем включения организацией в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения (имущества, добавленной стоимости, используемых ресурсов и т.д.), совершенное в крупном размере. К субъектам преступления относятся лица, обязанные (в соответствии с законом или учредительными документами) обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов или страховых взносов, а также утверждать документы, представляемые в налоговые органы. Это руководитель организации и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие их обязанности.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также сведения, неверно отражающие фактическое состояние дел. Такая Такая информация считается включенной в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и оформлены к представлению в налоговые органы.
Отправляясь от видовых уголовно-правовых понятий налоговых преступлений граждан (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ), рассмотрим обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию.
Место совершения налоговых преступлений. Непосредственным местом может быть помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились искаженные данные о доходах или расходах. Это, например, офис организации, квартира главного (старшего) бухгалтера или директора. Однако следует учитывать, что составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях сокрытия объектов налогообложения само по себе означает лишь приготовление к налоговому преступлению или покушение на него. Законченным составом будет фактическая неуплата налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством. Отсюда место совершения налогового преступления сложная категория, могущая состоять из нескольких компонентов. Поэтому фактическим местом его совершения следует считать регион (город, район), контролируемый соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы (далее ФНС России).
Время совершения налоговых преступлений точно определить довольно трудно. Их можно отнести к длящимся деликтам, начинающимся с действий по фальсификации бухгалтерских документов и заканчивающимся неуплатой соответствующего налога или страхового взноса. В зависимости от вида налоговых платежей это время может охватывать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет.
Мотивы совершения налоговых преступлений почти всегда имеют личный, корыстный характер. Это стремление обогатиться, удовлетворить свои амбиции, занять более значимое место в социальной иерархии общества, достичь больших результатов в бизнесе, получив материальную выгоду преступным путем. Однако практика борьбы с этими деликтами выявила случаи их совершения из других побуждений: чтобы своевременно погасить банковский кредит, стабилизировать финансовое положение предприятия, закупить более производительное оборудование, внедрить новые технологии и др. У рядовых исполнителей движущим мотивом может быть стремление любым путем сохранить место работы, продвинуться по служебной лестнице, боязнь мести сообщников и др.
Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, это российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16 лет, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговые органы декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов.
Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, это в первую очередь руководители предприятий, учреждений, организаций. Указанных субъектов отличает достаточно высокий социальный статус, прочная установка на достижение преступной цели, широкие связи, в том числе в криминальных структурах. Соучастниками могут быть и иные служащие организации, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие иные объекты налогообложения, например собственник (владелец) предприятия, главный (старший) бухгалтер, кассир, товаровед, продавцы.
При совершении налоговых посягательств преступные группы обычно состоят из двух человек: директора и главного (старшего) бухгалтера. Однако нередко в группу входят заместители директора и главного бухгалтера, кассир, кладовщик, товаровед. Почти три четверти налоговых преступников (74%) мужчины (в основном руководители предприятий, организаций). Женщины обычно занимают бухгалтерские должности. Довольно широк от 21 года до 65 лет возрастной диапазон злостных неплательщиков налогов или страховых взносов, средний возраст которых составляет 38 лет. Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем около 60% имеет высшее образование, а доля ранее судимых составляет 7%.
Группа сплочена тем крепче, чем успешнее реализуется преступная деятельность. Потребности, удовлетворяемые налоговыми преступниками, это повышение жизненного уровня и социального статуса, решение личных и семейных материальных проблем, стремление расширить предпринимательскую деятельность, инвестировать "сэкономленные" финансовые средства в развитие производства, рекламу товаров, услуг, а иногда и в теневой бизнес.
Непосредственные объекты преступных посягательств. Чаще всего это налог на прибыль организаций 43% от общего числа налоговых преступлений. За ним следует налог на добавленную стоимость (НДС) 28,4% и налоги, уплачиваемые в дорожные фонды, 6,7%.
Следы налогового преступления последствия или всей криминальной деятельности виновного лица (повышение уровня его материального благосостояния), или отдельных действий (отсутствие документов, товарно-материальных ценностей, фигурировавших в инвентаризационной ведомости). Это могут быть материально фиксированные отображения, а также образы, запечатлевшиеся в сознании людей.
Способы совершения налоговых преступлений. Знание типовых способов позволяет успешно выявлять и расследовать деликты любой сложности. В настоящее время органами ФНС России выявлено более 100 способов преступного уклонения от уплаты налогов. Наиболее опасны те из них, в которых используются маскировка и вуалирование криминальных манипуляций и их следов в целях противодействия своевременному выявлению налоговых преступлений.
Криминальная деятельность налоговых преступников состоит из неправомерных бухгалтерских и (или) хозяйственных операций, проводимых под видом законных в целях неуплаты налогов или страховых взносов. По уровню организации и преступной квалификации виновных лиц выделяются такие ее разновидности:
1. Деятельность дилетантского уровня, когда уклонение от уплаты налогов или взносов осуществляется путем утаивания финансово-хозяйственных операций, например посредством уничтожения учетных документов.
2. Деятельность полупрофессионального уровня, когда в бухгалтерской документации отражается вымышленная финансово-хозяйственная деятельность (вуалирование). В этом случае на предприятии (учреждении, организации) должен работать достаточно опытный главный (старший) бухгалтер, "прячущий" доходы путем подмены первичных бухгалтерских документов сфальсифицированными, осуществления неправильных бухгалтерских проводок, искажения финансовой отчетности, ведения "двойной" бухгалтерии.
3. Деятельность профессионального уровня, когда уклонение от уплаты налогов реализуется одновременно путем утаивания и вуалирования. Особенно опасна ситуация, когда преступление совершается объединенными усилиями нескольких хозяйствующих субъектов, практикуется подкуп должностных лиц налоговых и правоохранительных органов (коррупция), а скрываемые от налогообложения средства "перекачиваются" в теневую экономику.