Криминалистическая регистрация

Потребность обмена регистрационными данными между государствами СНГ привела к подписанию 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате "Соглашения о взаимодействии МВД Союза Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью". На этом основании, а также в соответствии с межгосударственным "Соглашением между министерствами внутренних дел в сфере обмена информацией" от 3 августа 1992 г., подписанным в Чолпон-Ате (Кыргызстан), был создан межгосударственный информационный банк. Учету в нем подлежат такие объекты:

1. Осужденные граждане, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат межгосударственному учету; особо опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы преступных групп; преступники-гастролеры; привлекающиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью, за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие преступления, имеющие характерные отличительные признаки; скрывающиеся от следствия и суда; пропавшие без вести; неопознанные трупы; неизвестные больные и дети; субъекты, уклоняющиеся от отбывания наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; задержанные за бродяжничество.

2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи, нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и компьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номерные ценные государственные бумаги и документы.

3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хранилищ, из квартир, совершенные характерным способом, культурных исторических ценностей; деяния, связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами, вымогательством, а также с похищением людей.

Соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых на территории стран СНГ организованной группой; сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, организации управления, структурных и внешних связях криминальных группировок, имеющих международный характер; информирование о контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; формы и методы противоправной деятельности организованных групп, включая и отмывание средств, полученных преступным путем.

Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила доступ к учетам этой Международной организации уголовной полиции, функции которой, в основном, заключаются в организации взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с преступлениями, имеющими международный характер. Правоохранительные органы Российской Федерации осуществляют регулярную связь с государствами-членами этой организации.

Учеты Интерпола касаются, как правило, конвенционных преступлений, то есть тех, общественная опасность которых констатирована соответствующими международными конвенциями, терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота наркотиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, затрагивающая интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о посягательствах, связанных с международными преступными организациями; о лицах, скрывшихся за границей после совершения преступления, и т.д.

Все обращения в Интерпол осуществляются через Национальные центральные бюро (НЦБ) государств членов организации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ Интерпола является положение о нем, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором предусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, имеющими международный характер.

Применительно к учетам Интерпола возможно пользование: алфавитной картотекой "международных преступников" и лиц, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещениях); дактилоскопической картотекой; картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов; картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения); фототекой наиболее опасных преступников; картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств членов организации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм банк данных "Фирмы". В настоящее время в Интерполе функционирует и другая автоматическая система поиска необходимой информации, массив которой пополняется ежедневно, "Конфискация наркотиков".

На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная полицейская организация, получившая название "Европол". С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства члена ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

Будучи неосновными банками данных, справочно-вспомогательные учеты (коллекции, картотеки, каталоги, фототеки) формируются из объектов или сведений о них, представляющих криминалистический интерес. С их помощью можно, например, получить информацию о вероятном происхождении микроколичеств веществ, высказать суждение о групповых признаках объектов и т.п. Они используются также при проведении экспертиз и экспресс-исследований.

Информационно-справочные учеты составляют их виды, одни из которых являются обязательными, а другие инициативными. К числу обязательных относятся учеты: огнестрельного оружия и боеприпасов, инструментов и других орудий взлома; наркотических и наиболее употребляемых сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошвы и верха обуви; фарных рассеивателей. Инициативными являются учеты горюче-смазочных и волокнистых материалов; лакокрасочных покрытий; холодного оружия; взрывчатых веществ; оттисков печатей и штампов; пломб; замков и др. Специфика оперативной обстановки в регионе может обусловить ведение и других информационно-справочных учетов.

Обязательные информационно-справочные учеты создаются во всех ЭКУ, ЭКО МВД, ГУВД, УВД, а инициативные (при необходимости) в экспертно-криминалистических подразделениях любого уровня. Некоторые из них организуются лишь при наличии в подразделении специалистов соответствующего профиля.

Массив информационно-справочных учетов может состоять как из самих объектов, так и из их копий в виде фотоснимков, слепков, а также описаний и технических характеристик, спектрограмм и т.д. По согласованию со следователем в массив включаются и вещественные доказательства по делу.

Созданы и функционируют следующие АИПС: "Обувь" о производимых подошвах обуви; "Марка" об образцах лакокрасочных материалов; "Снаряд" об отечественных боеприпасах к артиллерийским системам малого калибра; "Заряд" об отечественных промышленных взрывчатых веществах; "Детонатор" об отечественных средствах инициирования зарядов взрывчатых веществ; "Импульс" об отечественных средствах передачи инициирующего импульса огнепроводных и детонирующих шнурах; "Эфа" об электрографических аппаратах, используемых для получения ксерокопий документов; "Старт" о лицах, связанных с фактами изготовления или сбыта поддельных денежных знаков, и др.

Справочный фонд инструментов и других орудий взлома аккумулирует справочные сведения о свойствах, размерах, формах и иных характеристиках изделий промышленного производства, которые могут использоваться в качестве орудий взлома. Перечень объектов, образующих этот фонд, определяется по результатам анализа практики раскрытия преступлений и трасологических экспертиз, а также изучения ассортимента изделий, поступающих для промышленного и индивидуального использования на обслуживаемой территории.

Справочный фонд волокнистых материалов включает: волокна животного происхождения; растительные волокна; химические волокна; образцы тканей; образцы искусственного меха. Используется он главным образом при работе с микрообъектами, изымаемыми с мест происшествия.

Справочный фонд наркотических средств и сильнодействующих веществ комплектуется из натурных образцов и атласа их спектров. Необходим для безошибочного установления неизвестных наркотических средств и сильнодействующих веществ, поступающих на экспертизу.

Всероссийская коллекция пуль, гильз и патронов со следами оружия (федеральная пулегильзотека) организована на базе ЭКЦ МВД России. В экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД имеются региональные пулегильзотеки.

Коллекция служит для установления фактов применения конкретного экземпляра оружия, имеющего калибр не более 11,56 мм, при совершении нескольких преступлений. С ее помощью устанавливаются факты использования при совершении конкретных преступлений на территории различных регионов изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия, а также гладкоствольного самодельно изготовленного или переделанного под патроны для нарезного оружия. Такое оружие одновременно проверяется и по учету в ГИЦ МВД России.

Федеральная пулегильзотека состоит из нескольких коллекций, аккумулирующих:

1) пули, гильзы и патроны со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые при осмотре мест происшествий и являющиеся вещественными доказательствами (независимо от вида и категории преступлений);

2) контрольные пули и гильзы утраченного (похищенного) нарезного табельного оружия органов внутренних дел;

3) пули и гильзы со следами изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного оружия.

Внутри каждой группы подучетные объекты разбиваются по виду оружия и его калибру. С постановлением о назначении экспертизы стреляные пули и гильзы, изъятые с места происшествия, должны быть незамедлительно направлены в региональное экспертно-криминалистическое подразделение независимо от того, раскрыто преступление или нет.

Объекты хранятся в федеральной пулегильзотеке пять лет со дня совершения преступления, а затем направляются для включения в массивы региональных пулегильзотек МВД, ГУВД, УВД. Последние формируются за счет объектов, изъятых с мест происшествий, если имеется не менее трех экземпляров пуль или гильз, стреляных из одного экземпляра оружия.

В настоящее время в федеральной пулегильзотеке функционируют следующие автоматизированные информационно-поисковые системы:

а) "Клеймо" по маркировочным обозначениям и клеймам охотничьего нарезного оружия и боеприпасов к нему;

б) "Пламя" по техническим параметрам, маркировочным обозначениям, внешнему виду автоматических пистолетов отечественного и импортного производства;

в) "Боеприпасы" по внешнему виду, характеристикам и маркировочным обозначениям;

г) "Оружие" описание (без изображения) и характеристики автоматических пистолетов, автоматов и карабинов;

д) "Ружье" внешний вид, технические характеристики, маркировочные обозначения отечественного охотничьего и спортивного оружия;

е) "Патрон" изображения, характеристики и маркировочные обозначения, особенности заряда патронов к охотничьим ружьям отечественного производства.

Картотека поддельных денежных знаков и ценных бумаг АИПС "Оттиск", "Абрис", "Девиза-М", "Знак" ведется в ЭКЦ МВД России и в ЭКУ, ЭКО МВД, ГУВД, УВД, имеющих базовые кустовые отделения физико-химических экспертиз. Картотеки могут создаваться и в других экспертно-криминалистических подразделениях, имеющих для этого квалифицированных специалистов и достаточную приборную оснащенность.

Картотеки помогают установить подлинность или фальшивость банкнот, определить единый источник происхождения поддельных денег и ценных бумаг, казначейских билетов и валюты иностранных государств по способу изготовления, составу и структуре материалов. Пополняются они за счет денежных знаков и ценных бумаг, поступающих после проведения экспертных исследований.

Формирование массивов коллекции проходит ряд стадий. Выявленные сомнительные денежные знаки и ценные бумаги незамедлительно должны быть направлены на экспертизу в экспертно-криминалистическое подразделение территориального органа. После ее проведения объекты проверяются по массиву картотеки, чтобы определить, не поступали ли ранее аналогичные купюры и не имеют ли они единого источника происхождения. При установлении такого происхождения нескольких банкнот об этом сообщается заинтересованным службам по месту их сбыта. Если совокупность выявленных признаков не знает аналогов в массиве картотеки, банкнота регистрируется как имеющая новый источник происхождения.

Подлинные, но намеренно измененные денежные купюры и ценные бумаги (с увеличением номинала, расслоенные и склеенные, имеющие повреждения и т.п.) направляются в ЭКЦ МВД России для учета места и времени сбыта. При поступлении для проверки в ЭКЦ МВД России нескольких аналогичных поддельных денежных знаков или ценных бумаг один экземпляр вливается в федеральную картотеку.

Картотека поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, ведется для выявления общности происхождения фальшивых документов, бланки которых отпечатаны с одного типографского клише или иной формы, и установления лиц, занимающихся их фабрикацией.

Учету подлежат документы, подлинность которых сомнительна и которые незамедлительно направляются для исследования. Если установлена поддельность документа, в материалах экспертизы обязательно отмечаются признаки, указывающие на способ печати. Когда общий источник происхождения не выявлен, руководитель экспертно-криминалистического подразделения направляет в ЭКЦ МВД России копию экспертного заключения, поддельный документ, фотоснимки его лицевой и оборотной сторон с отмеченными отличительными признаками для учета по федеральной картотеке и информирует об этом следователя.

Информация о подучетных документах классифицируется по способам изготовления и ежеквартально направляется в ЭКЦ МВД России для пополнения информационного массива. Документы фотографируют в масштабе 1:1, снимки наклеивают на информационную карту, где указывают место и время обнаружения документа, его серию, номер, сведения о владельце, номер уголовного дела, когда и кем оно возбуждено, номер экспертного заключения, данные об изготовителе и сбытчике. Карточки раскладываются по видам документов, способу и технологии их подделки.

Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес (федеральная фонотека), предназначена для учета, хранения и обработки речевой информации в целях идентификации личности по фонозаписям. Федеральная фонотека функционирует в ЭКЦ МВД России как автоматизированная информационная система для отождествления:

1) подозреваемых лиц по фонограммам их голоса и речи;

2) неизвестных граждан по фонограммам их голоса и речи, имеющим отношение к совершению нескольких преступлений;

3) субъектов, ранее поставленных на фоноучет.

В фонотеке формируются две базы данных: фонограммы голоса и речи неизвестных субъектов, зафиксированные в установленном законом порядке в качестве вещественных доказательств по уголовным делам или делам оперативной проверки; фонограммы голоса и речи ранее судимых граждан, а также лиц, подозреваемых в организации и совершении преступлений.

Региональными являются несколько криминалистических учетов органов внутренних дел.

Дактилоскопические учеты предназначены для:

1) идентификации лиц, оставивших следы рук на месте происшествия;

2) выявления фактов оставления следов рук одним и тем же субъектом на нескольких местах преступлений;

3) установления личности неопознанных трупов.

Эти учеты состоят из картотек фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотек), и отпечатков пальцев (ладоней) рук лиц, ранее судимых и представляющих оперативный интерес (дактилокартотек). Следотеки ведут все экспертно-криминалистические подразделения, а дактилокартотеки горрайорганы внутренних дел. С учетом особенностей оперативной обстановки в регионе могут создаваться дактилокартотеки на отдельные категории лиц: квартирных воров, грабителей, наркоманов, преступных авторитетов и т.п.

Следотеки имеют два раздела: основной и выборочный. Основным считается раздел с информационными карточками, на которые наклеены фотоснимки всех следов рук, изъятых с мест происшествий и признанных пригодными для идентификации личности. В этом массиве сосредоточены следы пальцев и ладоней рук по преступлениям, которые остались нераскрытыми. В выборочном массиве сосредоточиваются только следы пальцев рук с установленным типом и видом папиллярных узоров. Таким образом, этот массив формируется из основного путем выборки наиболее четких следов для проверки вручную.

Массивы следотеки формируются таким образом: следователь (работник дознания) направляет следы рук с соответствующим постановлением для проведения дактилоскопической экспертизы. При ее производстве эксперт может прийти к одному из следующих выводов:

а) следы личности не пригодны для идентификации;

б) следы рук пригодны для отождествления личности и оставлены потерпевшим;

в) следы пригодны для идентификации и оставлены неизвестными преступниками.

В последнем случае фотографии этих следов, выполненные по правилам детальной фотосъемки в натуральную величину, наклеиваются на информационную карту. Дубликаты фотоснимков всех следов рук, помещенных в следотеку, направляются для пополнения массивов следотек вышестоящих органов. Перед включением следов в этот массив они сравниваются с массивом дактилокартотеки и следами общего массива следотеки. Если тождество объектов установлено, об этом извещают следователя и начальника подразделения уголовного розыска.

Массивы дактилокартотек формируют сотрудники уголовного розыска, принявшие решение о постановке лица, представляющего оперативный интерес, на учет в горрайоргане. Отпечатки пальцев рук подучетных лиц подлежат проверке по массиву следов с установленным типом и видом папиллярных узоров, а следы по массиву отпечатков. При отождествлении лица, оставившего следы, информируют оперативного работника, представившего отпечатки проверяемого гражданина, и следователя.

Следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств ведутся для установления фактов использования подучетного объекта при совершении нескольких преступлений.

Предметы со следами орудий взлома, подошв обуви и автошин или их копии направляются следователем (работником дознания) в экспертно-криминалистическое подразделение вместе с постановлением о назначении экспертизы. Аналогичный порядок предусмотрен для случаев, когда орудия взлома, обувь, шины изымаются у лиц, подозреваемых в совершении преступлений. После экспертизы копии следов, а также их фотоснимки, выполненные по правилам детальной съемки в натуральную величину, вливаются в следотеку.

Следы (их копии) при помещении в массив следотеки регистрируются в журнале, где приводятся общие сведения о преступлении, характере следов, а также частные признаки следообразующего объекта. Затем они сравниваются со следами, уже имеющимися в массиве. Положительный результат проверки обязательно доводится до следователя.

При формировании массива следотеки объекты могут группироваться по различным признакам. В следотеке орудий взлома, например, выделяются следы: объемные и поверхностные; изъятые по делам о кражах из квартир, офисов, торговых точек и др.; по годам совершения, территориальности, способу преступного посягательства и др.

Следотека подошв обуви может включать:

а) подошвы мужские и женские;

б) по типу и виду обуви (сезонная, спортивная, модельная и др.);

в) по месту пошива (отечественная и импортная);

г) по годам, виду, способу совершения преступлений и т.д.

Картотеки микрообъектов создаются в физико-химических лабораториях ЭКУ, ЭКО МВД, ГУВД, УВД. С их помощью устанавливают однородность происхождения микрообъектов, обнаруженных на месте происшествия и изъятых в качестве образцов.

Картотека представляет собой массив данных о микрообъектах, изъятых с мест совершения тяжких преступлений, когда есть сведения о внешности преступников, использованных ими орудиях, обстоятельствах произошедшего. Микрообъекты направляются в экспертно-криминалистические подразделения вместе с постановлением о назначении экспертизы, после которой полученные результаты (фотоснимки, спектрограммы, сведения о строении, составе и механизме образования, схемы локализации на предметах-носителях) вместе с данными о преступлении помещают в картотеку и регистрируют в журнале. Поступившие в картотеку микрообъекты и результаты их исследования сравниваются с имеющимся банком данных.

Учет поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой, ведется экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел совместно с аппаратами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и уголовного розыска. Основу данного учета составляет коллекция рецептов, принимаемых в аптеках только того региона, где они выписываются. Этот учет сориентирован на:

1) установление исполнителей рукописных текстов поддельных медицинских рецептов;

2) объединение по почерку подделывателей медицинских рецептов;

3) анализ способов подделки для разработки мер защиты бланков рецептов и подготовки информационных справок в медицинские учреждения.

Картотеки субъективных портретов неустановленных преступников создаются в целях розыска и задержания неизвестных правонарушителей. Комплектуются они субъективными портретами, изготовленными в МВД, ГУВД, УВД, и состоят из массива заполненных карт единого образца. Субъективный портрет, изготовленный в горрайорганах или другими специалистами, инициатор задания должен незамедлительно направить в вышестоящее экспертно-криминалистическое подразделение для проверки и помещения в картотеку.

Оперативно-справочные учеты состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов, являются централизованно-местными. В ГИЦ МВД России на учет ставятся лица, осужденные: к лишению свободы на определенный срок или пожизненному, условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, к смертной казни; иностранные граждане и лица без гражданства независимо от состава преступления; лица, объявленные в местный, федеральный, межгосударственный розыск; задержанные за попрошайничество и др. В ИЦ на местный учет ставятся: все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений, привлеченные в качестве обвиняемых на территории субъекта Российской Федерации независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения; лица, подвергнутые административному аресту, и т.д.

Учет ведется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой системе регистрации. Дактилоскопическая картотека менее обширна, чем алфавитная, так как на этот учет ставят не все вышеперечисленные категории преступников. В алфавитной картотеке, наряду с демографическими, приведены данные о судимостях лица, арестах, задержаниях и т.п., указана его дактилоскопическая формула, имеется оттиск указательного пальца правой руки.

Каждая дактилоскопическая карта на лицевой стороне бланка содержит демографические данные подучетного лица, оттиски 10 его пальцев и полную дактилоскопическую формулу. Сведения о судимостях, арестах, а также особые приметы внешности зарегистрированного приводятся на оборотной стороне бланка. Проверка по алфавитной (пофамильной) картотеке позволяет получить сведения: о прежних судимостях, арестах и задержаниях проверяемого субъекта, об изменении приговора, амнистии или помиловании; времени и месте отбывания наказания; нахождении в местном или федеральном розыске и др. Проверка по дактилоскопической картотеке позволяет идентифицировать личность задержанных, арестованных, умерших, погибших неизвестных граждан (неопознанных трупов; граждан без документов, не могущих в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе точных сведений).

Для проверки по алфавитному учету запрос направляется в ГИЦ МВД России и территориальный ИЦ. Если лицо проверяется в крае, области или в республике, не имеющей областного деления, необходим запрос только в ИЦ УВД (края, области) или в ИЦ МВД республики. При наличии данных о том, что проверяемый определенное время проживал на территории других республик, краев, областей или автономных округов, дополнительно посылаются запросы в соответствующие ИЦ.

Криминалистические и розыскные учеты предназначены для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких, в том числе серийных межрегиональных и локальных преступлений. Они ведутся на федеральном уровне в ГИЦ, на местном в ИЦ и являются составным элементом Межгосударственного информационного банка данных.

Ведение (сбор, обработка, хранение) этих учетов осуществляется в ГИЦ и ИЦ с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

Постановке на учет в ГИЦ МВД подлежат:

1) лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе нераскрытые и с характерным способом посягательства, а также имеющие серийную и межрегиональную направленность;

2) похищенные и изъятые документы (ценные бумаги, номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности) и номерные вещи;

3) случаи хищения ценностей из металлических и других специально приспособленных хранилищ;

4) лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы; лица, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

5) лица, объявленные в федеральный или межгосударственный розыск;

6) утраченное и выявленное оружие;

7) разыскиваемый автотранспорт;

8) похищенные и изъятые предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

В ИЦ аккумулируются сведения: о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за все преступления, совершенные характерным способом; о нераскрытых преступлениях и приметах лиц, подозреваемых или обвиняемых в их совершении; о похищенных документах и вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности; об огнестрельном оружии (утраченном и выявленном), а также находящемся у граждан и организаций по разрешению органов внутренних дел; об автотранспорте (разыскиваемом или принадлежность которого не установлена).

Учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, а также преступлений предназначен для информационного обеспечения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами. Он состоит из информационных карт, содержащих установочные данные, приметы, адреса места работы и жительства, описание особенностей преступного посягательства ("почерк", приметы преступника, способы и обстоятельства совершения преступления).

Учет по способу совершения преступлений на региональном уровне осуществляется путем ведения двух картотек (по преступлениям, совершенным известными и неизвестными лицами). Карточка на нераскрытое преступление перед помещением в картотеку обязательно проверяется по другой картотеке и наоборот.

Для этих целей создана и функционирует АИПС "Досье", включающая подсистемы "Насилие" обо всех насильственных преступлениях; "Маньяк" о серийных убийствах на сексуальной почве; "Блок" об экономических преступлениях; "Мошенник" о фактах присвоения денежных и товарно-материальных ценностей; "Банкир" о фактах использования в банковской сфере поддельных кредитных авизо; "Спрут" и "Портрет" о связях и признаках внешности преступников.

Учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей является централизованно-местным. Он ведется в ГИЦ МВД России, а также в ИЦ МВД, ГУВД, УВД в пределах республики, края, области, автономного округа. На учет ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное оружие (включая метательное и пневматическое), номерные документы, в том числе паспорта граждан Российской Федерации и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, ценные бумаги.

Форма ведения учетов картотечная. Карточка содержит наименование предмета (вещи), обстоятельства, послужившие основанием для его постановки на учет, а также описание предмета с указанием его особенностей. Работники ГИЦ, ИЦ при получении карты проверяют, не взята ли эта вещь на учет ранее. При отсутствии в картотеке сведений о ней один экземпляр направляется в ГИЦ МВД России, а второй помещается в местную картотеку. Если номерная вещь состоит из деталей, механизмов, имеющих собственные номера, то на них заводят отдельные карточки. Картотека состоит из разделов, содержащих родовые (видовые) признаки вещей.

Учет неномерных вещей является местным и ведется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД. Карточка на похищенную (изъятую) вещь содержит ее название, описание с указанием характерных особенностей и обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет. Порядок проверки вещей по этому учету аналогичен установленному для номерных вещей. На учет ставятся лишь неномерные вещи, обладающие характерными особенностями.

Учет хищений, совершенных из металлических хранилищ, используется для раскрытия и расследования серийных краж ценностей из металлических сейфов, шкафов, ящиков, совершенных преступниками-рецидивистами и "гастролерами". Этот централизованный учет реализуется с помощью АИС "Сейф" и ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ, ГУУР и Следственным комитетом при МВД России. Массив формируется из информационных карт на преступление и на лицо, его совершившее.

Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, является централизованно-местным и ведется ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД. На учет ставят граждан, исчезнувших без видимых причин, чье местонахождение остается неизвестным; несовершеннолетних, сбежавших из дома; душевнобольных, ушедших из дома или медицинского учреждения; лиц, покинувших без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; а также трупы неизвестных людей, ставших жертвой преступления или несчастного случая, и лиц, находящихся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые не могут сообщить о себе установочных сведений.

Учет перечисленных субъектов ведется в виде параллельных картотек, содержащих опознавательные карты единого образца. Карта на лицо, пропавшее без вести, содержит его демографические данные, приметы внешности, одежды, характерные особенности, состояние зубного аппарата, сведения о профессии, роде занятий и обстоятельствах исчезновения. На карту наклеивают фотоснимки анфас, левый и правый профиль с обязательным указанием времени фотографирования (если таких нет, то приближенные к ним). К опознавательным картам прилагается дактилокарта, если пропавший гражданин ранее подвергался дактилоскопированию.

Опознавательные карты на трупы неизвестных лиц содержат следующие сведения: дата и место обнаружения; причина смерти и примерное время ее наступления; длина трупа и возраст на вид; дата вскрытия, состояние трупа; описание признаков его внешности, одежды, зубного аппарата, характерных примет и др. На карте помещают три фотоснимка (анфас, правый и левый полупрофиль), сделанных после туалета трупа. Аналогичные сведения указываются в карте больного, личность которого не установлена (карта неизвестного больного). Дактилоскопирование умерших, погибших граждан осуществляется во всех случаях, когда состояние мягких тканей пальцев позволяет это сделать.

Следует отметить, что прежде чем поставить объект на учет, в ИЦ его проверяют по уже имеющемуся массиву карт. Если есть основания полагать, что разыскиваемое лицо может стать жертвой преступления, погибнуть от несчастного случая или попасть в лечебное учреждение, дом для инвалидов или престарелых, следует провести проверку по учетам неопознанных трупов и неизвестных больных.

Учет лиц, объявленных в розыск, способствует задержанию субъектов, скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств. На учет берутся лица: обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда; совершившие побег из изоляторов временного содержания, исправительных колоний, тюрем и т.п.; уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам предприятий и организаций; пропавшие без вести и др. В ГИЦ МВД России централизованный учет разыскиваемых лиц сосредоточен в АИПС "Опознание".

Учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия АИПС "Оружие" централизованно-местный, ведется в ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД для обеспечения розыска утраченного оружия и раскрытия преступлений, совершенных с его помощью. На учет берется утраченное (похищенное, утерянное), а также выявленное (изъятое, найденное и добровольно сданное) боевое, учебное, спортивное и охотничье нарезное оружие пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, автоматы независимо от технического состояния.

Учет ведется на карточках. При выявлении следов, свидетельствующих о попытке уничтожить серию, номер, дату выпуска на изъятом (сданном) оружии, его направляют в экспертно-криминалистическое подразделение для восстановления этих обозначений. Если имеются основания полагать, что изъятое, добровольно сданное или найденное оружие использовалось при совершении преступлений, его независимо от технического состояния следует проверить по пулегильзотеке. На каждый ствол оружия составляется идентификационная карта. Оружие снимается с учета после его розыска.

Учет разыскиваемого автотранспорта ориентирован на сбор, систематизацию, хранение, обработку и выдачу информации о разыскиваемых транспортных средствах. Это учет централизованно-местный. В ГИЦ МВД России им охватывается разыскиваемый легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы и полуприцепы к грузовым автомашинам; тракторы и самоходные дорожно-строительные машины отечественного и иностранного производства. Для регистрации разыскиваемого средства заполняется идентификационная карта. В ИЦ местному учету подлежат еще и прицепы к легковым автомашинам и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски (АИПС "Автопоиск").

Учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, организован для обеспечения розыска похищенных и изъятых предметов антиквариата и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. В ГИЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС "Антиквариат". Основанием для регистрации служит постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения подобного объекта, а также сообщение Интерпола о его хищении. Форма учета картотечная: на каждый разыскиваемый предмет заполняется идентификационная карта.

Криминалистическая регистрация раздел криминалистической техники, содержащий совокупность научных положений и технических средств для учета накопления и использования информации об объектах, попадающих в сферу следственной и оперативно-розыскной деятельности, в целях раскрытия и расследования преступлений.

Система криминалистической регистрации состоит из отдельных учетов, каждый из которых охватывает группу однородных объектов. В настоящее время в ее рамках функционирует более 30 различных видов учетов, которые в зависимости от особенностей регистрируемых объектов и характеризующих их признаков группируются по трем основным направлениям: оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, экспертно-криминалистические коллекции. С появлением нового вида регистрируемых объектов создается новый вид учета. Следовательно, учет это подсистема криминалистической регистрации, аккумулирующая информацию об однородных объектах. Говоря об учете, нужно иметь в виду не только его содержание, то есть зафиксированные в нем данные, но и процедуру их фиксации, включающую действия по собиранию, систематизации, хранению и поиску информации.

К подучетным объектам относятся:

1) люди (известные объявленные в розыск, арестованные, задержанные, представляющие оперативный интерес, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, пропавшие без вести, неизвестные преступники, скрывшиеся с места совершения преступления, душевнобольные и дети, личность которых неизвестна);

2) трупы (погибшие, умершие граждане, личность которых не установлена);

3) предметы (утраченное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили и т.д., а также те, принадлежность которых неизвестна, выявленное огнестрельное оружие; орудия взлома, применявшиеся на месте преступления, и др.);

4) следы (например, следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений);

5) документы (в частности, фальшивые денежные знаки и ценные бумаги, поддельные рецепты и др.);

6) животные (похищенные или пригульный скот);

7) нераскрытые преступления.

Сущность криминалистической регистрации состоит в установлении групповых и индивидуальных признаков регистрируемых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с научно разработанной классификацией признаков, обеспечивающих быстрое отыскание нужных сведений.

В криминалистической регистрации используются следующие способы фиксации информации:

а) описание (письменная фиксация сведений, признаков подучетных объектов, зарисовка, изображение в виде схем);

б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование);

в) фотографирование;

г) звуко- и видеозапись;

д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в натуре);

е) комбинированный (когда задействовано несколько способов фиксации подучетных объектов).

При регистрации признаки объектов (сведения о них) фиксируются в определенном порядке. Соответственно различают такие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы, фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением эффективного использования регистрационной информации является создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной техники, средств связи, терминальных комплексов, особых устройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что информация должна быть защищена от несанкционированного доступа.

В результате обращения к учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или получены сведения, характеризующие проверяемый объект как значимый для расследования. В ряде случаев существенное значение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрационный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится. Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по учетам не обязательно установление индивидуального тождества, но и информирование о наличии или отсутствии в регистрационных массивах объектов, подобных или максимально схожих с проверяемым.

Правовые основы функционирования системы криминалистической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юридическим основанием для ведения криминалистической регистрации являются:

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", предусматривающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирование, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту;

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и использовать информационные системы;

Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", а также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".

Большое значение имеют внутриведомственные правовые акты, такие как "Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России" (приказ от 20 марта 1996 г. N 146), "Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденное приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1 июня 1993 г. "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации" и прилагаемая к нему Инструкция по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел.

Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами.

Система криминалистической регистрации, функционирующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям:

1) по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты;

2) по функциональному и объектовому признакам.

В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные.

Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию Российской Федерации.

Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлениях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розыска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрайлинорганов внутренних дел.

Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учитываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне оперативно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого региона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД России учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступления к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше.

Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на местном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и в местный информационный центр или криминалистическое подразделение.

Особенности проверки регистрируемых объектов централизованных и местных учетов второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д.

Другая группа учетов ведется в экспертно-криминалистических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функционирования необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических денег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъектов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений.

Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать:

а) полную совокупность необходимых признаков объекта;

б) частичную информацию о подучетном объекте;

в) задание на подборку аналитико-статистических сведений. От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зависят точность и быстрота ответа на запрос.

Наши партнеры