Криминалистическая фоноскопия

Опыт практической идентификации лиц по устной речи показывает, что среди выделяемых признаков есть такие, которые однозначно связаны с внешними характеристиками говорящего и достаточно рельефны. Подобные задачи решаются с использованием компьютерных средств.

Автоматизированные комплексы на базе компьютера дают возможность получать объективную информацию при анализе устной речи, связанную с социальными характеристиками субъекта (образование, профессия, уровень культуры); эмоциональным состоянием (спокоен, возбужден, подавлен); регионом формирования устной речи (диалект, акцент); биологическими характеристиками (пол, возраст, рост); психофизиологическими особенностями (разные отклонения от нормы, возникающие при определенных заболеваниях) и способами произнесения речи (чтение, декламация, спокойная речь).

Такие комплексы позволяют оператору-эксперту исследовать речевую информацию в диалоговом режиме, осуществляя при этом диагностику лиц на основе классификации обликовых характеристик, выделенных из устной речи при формализованном описании. Они состоят из двух основных частей: аппаратурной (процессор, клавиатура управления, внутренняя и внешняя память, устройство ввода-вывода речевой информации) и программной (системное обеспечение управления обработкой и анализом речевых сигналов, их описания и принятия решения по классификации). Конкретные алгоритмы диагностики дают возможность с приемлемой для практики надежностью определять обликовые характеристики субъекта при анализе звукозаписей его устной речи. Подобного типа автоматизированные системы в сочетании с исследованием устной речи при помощи слуха, проводимым специалистами в области языкознания, психологии, медицины, позволяют с высокой степенью надежности определить как объективные характеристики диктора, так и идентифицировать его по голосу.

Подготовка материалов для экспертного исследования фонограмм заключается в изъятии магнитных фонограмм и звукозаписывающих средств, которые, как и любые другие вещественные доказательства, подлежат осмотру и приобщению к делу постановлением следователя.

Основная особенность осмотра фонограмм состоит в том, что выявлению и фиксации подлежат не только внешние признаки, но и содержание записи. Поэтому при составлении протокола осмотра фонограмма должна быть прослушана, а ее содержание дословно записано и удостоверено.

При хранении фонограмм следует соблюдать некоторые предосторожности. Например, нельзя помещать их вблизи источников магнитных полей. Недопустима и эксплуатация звукозаписывающей аппаратуры до окончания экспертного исследования. Поэтому после осмотра и изъятия ее целесообразно упаковать, опечатать и в таком виде препроводить эксперту.

Образцы для сравнительного исследования готовятся в случае назначения идентификационных исследований. Прежде чем приступить к получению образцов, следователь должен выяснить:

1) условия и обстановку, в которых получена исследуемая фонограмма; когда и в каком помещении произведена запись, а если это было на открытом воздухе, то где, в какое время и при каких метеорологических условиях;

2) какая аппаратура была при этом использована;

3) не применялись ли при записи дополнительные усилительные и другие устройства.

Для получения образцов необходимо использовать (по возможности) ту же самую аппаратуру, на которой производилась подлежащая исследованию запись, соблюдать аналогичные условия. Если это невозможно, следует принять меры к получению максимально качественной записи. Магнитную ленту для изготовления образца нужно брать такого же типа, какой использован для исследуемой фонограммы, а запись производить с той же скоростью протяжки.

Если имеющийся на фонограмме текст не содержит секретных данных или нецензурных выражений, то он может быть использован для образца целиком, без изменений, в противном же случае необходимо готовить новый текст. Для этого нужно проанализировать первоначальный текст и выбрать из него наиболее характерные по звучанию слова. Из этих слов и их сочетаний с другими составляется экспериментальный текст. Общий объем его определяется с учетом рекомендаций эксперта.

Закончив подготовку текста и аппаратуры, выбрав место для получения образцов, следователь вызывает надлежащее лицо и приступает к изготовлению экспериментальной фонограммы.

После того как экспериментальная запись будет закончена, ее следует воспроизвести, убедиться, что она получилась доброкачественной, и отразить это в протоколе. В протоколе также должно быть указано: кто, где, когда, в чьем присутствии, у кого получил образцы, какая аппаратура была применена, тип ленты, скорость протяжки, место записи, а также начало и окончание экспериментального текста. Сам экспериментальный текст, заверенный подписями участников следственного действия, прилагается к протоколу.

При назначении фонологических экспертиз могут быть поставлены следующие вопросы:

  • не произнесен ли текст, зафиксированный на имеющейся фонограмме, лицом, образец голоса которого представлен;
  • голос одного человека или нескольких лиц записан на имеющихся магнитных лентах, пленках, дисках. Не являются ли эти лица теми, которые интересуют следствие и образцы голосов которых представлены. Какие части текста произнесены каждым из них;
  • не являются ли сигналы, зафиксированные на фонограмме, звуками, исходившими от конкретного источника;
  • какой звукозаписывающий аппарат использовался при изготовлении фонограммы;
  • на одном или разных аппаратах записаны фонограммы, интересующие следствие;
  • не была ли записана фонограмма на представленном аппарате;
  • одним или разными лицами произнесена речь, записанная на фонограмме;
  • сколько лиц принимало участие в разговоре;
  • мужским или женским голосом произнесены отдельные части записанной речи;
  • какие данные о личности говорящего можно получить путем анализа фонограммы (примерный возраст, родной язык, место рождения или преимущественного проживания, профессия и т.д.);
  • какова давность изготовления фонограммы;
  • какова характеристика помещения, где производилась звукозапись;
  • что можно сказать о профессиональном уровне лица, производившего звукозапись;
  • является представленная на исследование фонограмма оригиналом или копией;
  • является ли записанная на фонограмме речь свободной, заученной ранее и произнесенной наизусть либо чтением письменного текста;
  • имеются ли на фонограмме какие-либо интересующие следствие сигналы (устная речь, музыка, звуки, издаваемые животными, и пр.);
  • нет ли на данной фонограмме признаков каких-либо изменений ее первоначального состояния, каков характер этих изменений;
  • могут ли выявленные изменения образоваться в процессе обычной эксплуатации фонограммы или они являются следствием преднамеренных действий;
  • не являются ли представленные на исследование фрагменты звуковой записи частями единой фонограммы; имеется ли возможность восстановить первоначальное состояние поврежденной фонограммы.

Экспертизой звукозаписывающих средств возможно разрешение различных вопросов. Например: каковы фирменное наименование и назначение данного видеозвукозаписывающего устройства; каковы его технические характеристики; исправен ли данный видеозвукозаписывающий аппарат; пригоден ли он для работы в определенных условиях.

Информацию о свойствах человека, содержащуюся в его устной речи, условно делят на смысловую и личностную. Первая это совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении. Она обычно свидетельствует об общем развитии говорящего, его взглядах, наличии у него определенных, в том числе профессиональных, познаний, а также о знании им событий, фактов или обстоятельств, известных лишь узкому кругу лиц.

Личностная информация более ценна. Она речевое выражение содержания и структуры устного высказывания, отражающее стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего, то есть те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта. Личностная информация отражает также черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, что позволяет диагностировать особенности личности говорящего. Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода (мой-моя, получил-получила, рад-рада и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны, они чаще употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде "ужас", "стыд", "шок" и т.д. Мужчины же выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые же люди проявляют осторожность в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.

Об образовании и степени культуры человека можно судить исходя из использованного им словарного запаса, полноты и детализации выражения мысли, речевых приемов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также произношения.

Лексические признаки устной речи это совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения своих мыслей. Так, литературность устной речи, наличие профессиональных и технических терминов указывают на образование и степень культуры человека. Лица, обладающие богатым словарным запасом, как правило, выражают свои мысли емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации словами. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов, отличающихся недостаточными выразительностью и последовательностью, и довольно примитивных.

Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся с целью определения некоторых физиологических и анатомических характеристик человека. Например, по шепелявости и гнусавости в речи выявляются такие заболевания нервной системы, как парез и афазия, а по тембру голоса определяются рост и объем грудной клетки человека.

Шепелявость отсутствие правильной артикуляции при произнесении звуков "с" и "з" чаще всего следствие дефекта в строении челюстей и зубов или недостатка слуха, который не позволяет контролировать собственную речь. Гнусавость патологическое изменение тембра голоса и искаженное произнесение звуков речи обычно обусловлена дефектами небно-глоточного затвора, искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Парез заболевание, при котором ослабляются двигательные функции речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: "ч", "р", "ш", "ж" и др. Афазия заболевание некоторых участков головного мозга, влекущее расстройство речи. При афазии может разрушаться сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому. Очень заметны ограниченный запас слов, медленный темп речи, частые паузы. Эти признаки особенно четко проявляются при волнении.

Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии.

Замечено, что люди с низким голосом имеют более высокий рост и объем грудной клетки. Так, обладатели тенора имеют рост порядка 166 см, баритона около 174 см, а баса почти 178 см.

Диагностика места рождения или длительного проживания человека. В последнее время вследствие роста уровня образования речь стала приближаться к нормам литературного языка. Однако в ней довольно часто наблюдаются особенности диалекта, который отражает речевую специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал.

Термином "диалект" (от греч. dialektos разговор, говор) обозначаются местные речевые особенности языка, распространенного на большой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше друг от друга находятся носители языка, в то время как в речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов.

Диалектные особенности говорящего включают лексический фонд (слова, фразы), грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.), а также просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).

Территориальные диалекты разграничиваются местом их распространения. В одном районе или городе не может быть больше одного территориального диалекта. Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексическом фонде. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также в лексике и фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.

Особое значение имеет интонация, включающая совокупность следующих элементов: мелодику (изменение основного тона голоса), паузы между словами и фразами, интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке, темп речи и тембр голоса.

По этим признакам различают более двадцати видов интонации, например, выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание, подтверждение и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы.

При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка). Например, если в неударных слогах звучит "о" вместо "а" (не "Масква", а "Москва"), то детство говорящего прошло на Урале, в Сибири или на Севере. Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются у людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.

При определении профессии и других социальных характеристик человека основное значение имеют лексические признаки, фразеологические особенности устной речи и ее содержание, характеризующие ту или иную социальную группу людей.

При анализе лексических признаков и фразеологических особенностей устной речи необходимо учитывать, что производственные отношения, любые области знаний или деятельности человека характеризуются трудовыми процессами, определенными орудиями производства, взаимоотношениями людей, производственными и бытовыми условиями. Поэтому в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий.

Социальные диалекты не обособлены территориально, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся профессионализмы и жаргон или арготизмы (арго засекреченный). Профессионализмы это слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по роду профессиональной деятельности. При анализе фонограммы следует обратить внимание не только на наличие профессионализмов, но и на точность их употребления. Присутствие в речи профессионализмов свидетельствует о лексических привычках говорившего, однако не всегда указывает на его принадлежность к соответствующей профессии, ибо может быть обусловлено его широким кругозором.

Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык воров, мошенников, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только для лиц определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: "лихорадка" разбор дела в суде, "капуста" доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение среди населения, особенно в молодежной среде.

Суждение о национальной принадлежности человека. Родной язык говорившего устанавливают по акценту, то есть особенностям произношения, свойственным говорящему не на своем родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука "я" нередко употребляют звук "а", (трапка, зарадка и т.п.), а казахи часто говорят "бапли" или "вапли" вместо "вафли", "быль" или "биль" вместо "был".

О национальной принадлежности человека можно судить на основе анализа интонаций. Интонация это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз в потоке разговорной речи. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.

Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственно некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерной чертой устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, являются интонационные особенности их родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласования. Один из признаков для определения национальной принадлежности человека неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого, чаще иностранного языка.

Устная речь человека характеризуется акустическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только установить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его.

К новым видам специальных исследований, которые объективизируют оперативные данные и расширяют круг вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве, относится криминалистическая фоноскопия, изучающая звуковые следы с целью идентификации и диагностики их источника, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на магнитную или видеопленку либо другой носитель информации.

Термин "фоноскопия" происходит от греч. phone звук и skopeo смотрю, предложен польскими криминалистами.

Фоноскопическими объектами как носителями криминалистически значимой информации служат магнитные фонограммы и технические средства, с помощью которых записываются или воспроизводятся звуковые сигналы.

Фонозаписи могут содержать сведения:

  • о результатах осмотра места и предметов, связанных с событием преступления, причастных лицах (словесное описание обстановки, положения предметов, следов и вещественных доказательств);
  • высказанные свидетелями и очевидцами происшествия предположения, версии и догадки; описание мер, принятых для раскрытия преступления по горячим следам;
  • об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о подготовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных ими способах и т.д.;

Данные, записанные на фонограмму и имеющие существенное значение для дела, используются для проверки выдвинутых версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрывшегося преступника, отождествления источника звука, установления монтажа или изменения записи и др.

С физической точки зрения устная речь представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи. В фонации гортань и голосовые связки, а в артикуляции глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, язык, губы и носоглотка.

Анатомические и физиологические особенности органов речевого аппарата обусловливают строение гортани и голосовых связок, а также тип дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, включают: строение тела, симметричность голосового аппарата, работу желез внутренней секреции и возраст. Так, железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании.

Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью, человеческий голос претерпевает резкие превращения, связанные как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в голос мужчины баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, большое влияние оказывают и пути формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым аппаратом под воздействием названных факторов в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Постепенно вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, а потому требует значительного времени и усилий.

Таким образом, устная речь это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических функциях человека в условиях определенного общества.

Наши партнеры