Эффективность следственной деятельности по конкретному уголовному делу существенно зависит от того массива криминалистически значимой информации, которым располагает следователь и лица, привлекаемые им к взаимодействию.
Информационно-аналитическая работа лиц, расследующих преступления, состоит в собирании, хранении, систематизации и анализе доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных тактических решений. Источниками такой информации являются:
а) заявления и сообщения о преступлениях;
б) результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
в) выводы экспертов и заключения специалистов;
г) данные криминалистических и иных учетов;
д) сведения, предоставляемые различными участниками уголовного судопроизводства;
е) сообщения средств массовой информации;
ж) материалы уголовных дел и отказные материалы;
з) сводки оперативных данных, ориентировки;
и) информация, поступающая от различных организаций, учреждений, предприятий и др.
Следователь должен переработать огромный массив информации, вычленить из него криминалистически значимую, не допустив при этом ошибок, связанных как с недостатком этой информации и трудностями ее получения, так и с дефицитом времени, а часто и невысоким профессиональным уровнем. При этом весьма значительное время тратится на рутинную работу по составлению различных документов процессуального характера: протоколов, постановлений, запросов и др. С принятием УПК РФ эта задача существенно упростилась (см. Приложения к УПК РФ).
Следует с сожалением отметить, что методам информационно-аналитической работы в криминалистике уделяется недостаточно внимания, хотя их значение все более возрастает, особенно при расследовании групповых и многоэпизодных преступлений, связанных с проявлениями организованной преступности. В ходе информационно-аналитической работы следователь решает основные тактические и познавательные задачи, встающие в ходе раскрытия и расследования преступлений. Такие непростые задачи, как выявление серийных преступлений, особенно в сфере реформируемой экономики, международных и межрегиональных преступных связей, вообще не могут быть решены без хорошо поставленной информационно-аналитической работы.
Основные познавательные операции следователя: выдвижение версий, принятие тактических решений, планирование расследования, оценка следственных ситуаций, организация производства серии криминалистических операций имеют в своей основе те же методы.
Актуальность использования информационно-аналитических методов возрастает и в связи с интенсивным внедрением в деятельность правоохранительных органов средств компьютерной техники. Этот процесс затрагивает организацию расследования преступлений, методическое обеспечение следственной, оперативно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, способствует научной организации труда, оптимизирует собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной и ориентирующей информации. Можно констатировать появление своеобразных человеко-машинных систем, удачно сочетающих жесткость формальной логики компьютера с гибкостью и эвристичностью человеческого мышления.
С помощью компьютерной техники не только рационализируются информационные процессы, но и внедряются компьютеризированные системы поддержки принятия следователями, экспертами, оперативными сотрудниками, судьями соответствующих решений. За последние годы в России разработано несколько десятков систем, по существу моделирующих деятельность следователей-методистов, которые помогают расследовать наиболее сложные преступления, формулируя по результатам изучения уголовных дел конкретные рекомендации.
При расследовании конкретного дела в компьютер в диалоговом режиме вводятся сведения о составе и способе преступления, предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После обработки на экран выдаются рекомендации, которые могут быть использованы в планировании расследования, позволяют сгруппировать данные по эпизодам и по участникам, подсказывают, как осуществить конкретное следственное действие, произвести поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр.
Применение средств компьютерной техники даже в наиболее сложных формах, основанных на использовании методов "искусственного интеллекта", отнюдь не означает, что следователь или эксперт становятся бездумными исполнителями решений, принимаемых компьютером. Во-первых, компьютерный "интеллект" является в данном случае обобщенным передовым опытом следственной (экспертной) деятельности, а во-вторых, речь идет исключительно о рекомендациях, не имеющих обязательного характера.
Как свидетельствует практика, чтобы компьютеризированная информационная система была работоспособной, необходимо соблюдать следующие правила:
1) вся вводимая информация должна записываться с использованием специальной терминологии на языке, исключающем различное толкование;
2) переработка информации должна производиться в соответствии с алгоритмом точно определенной последовательностью операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные могут в определенных пределах изменяться.
Все вышесказанное с необходимостью подчеркивает, что современные компьютерные системы должны широко использоваться и в процессе преподавания криминалистики в высших учебных заведениях, а также повышения квалификации судей, следователей и оперативных работников. С этой целью уже создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моделируются как отдельные следственные действия (например, осмотр места происшествия), так и ход расследования в целом: программы-тренажеры "Убийство", "Следователь", "Рэкет", "Мираж".
Эффективное использование компьютеров в учебном процессе связано с тем, что их способность воспринимать, обрабатывать и передавать студенту учебную или управляющую информацию обеспечивает усвоение студентами соответствующего материала и управление их деятельностью в этом процессе по заранее разработанной программе.
Определяя перспективы применения компьютеров при изучении криминалистики, можно выделить следующие:
1) использование средств вычислительной техники и автоматизированных информационно-справочных систем;
2) освоение разработанных на компьютерной базе систем поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоохранительных органов;
3) применение компьютеров в ходе практических занятий по криминалистической технике, тактике и методике;
4) использование компьютеров для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (на базе имитационных обучающих систем);
5) применение компьютерного контроля знаний по различным разделам и отраслям криминалистики.
Примером третьего направления могут служить автоматизированные информационные системы "Оружие" и "Холодное оружие". При обращении к системе "Холодное оружие" можно получить информацию о назначении, устройстве, способах удержания и действия различных видов холодного оружия, способе изготовления и методике его испытания на соответствие криминалистическим требованиям. Система "Оружие" содержит необходимые учебные сведения о современном огнестрельном оружии и боеприпасах к нему.
Использование ЭВМ для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений эффективно при проведении занятий по криминалистической методике расследования. Имитационные обучающие системы ("Следователь", "Убийство", "Убийство без трупа", "Рэкет", "Расследование изнасилований") созданы на основе успешно расследованных реальных уголовных дел, поэтому формируют у студентов навыки принятия решений при раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений, обучают выдвижению следственных версий, планированию расследования.
Так, сетевое планирование имеет перед обычным календарным планированием неоспоримые преимущества. Цель его применения повысить качество планирования, сократить сроки расследования за счет рационального использования времени и постоянного контроля исполнения намеченных в плане действий. Расчет параметров сетевого графика на персональном компьютере помогает выбрать вариант деятельности, оптимальный с точки зрения затрат времени и средств. Этот метод способствует четкому формулированию всех промежуточных целей и задач, ведущих к достижению основного результата следственной деятельности, помогает наглядно проследить преемственность между первоначальным и последующими этапами расследования преступления, заранее выявить "узкие" места в работе, своевременно обеспечить следователей исчерпывающей информацией о фактическом положении дел на каждый день расследования. Освоение приемов сетевого планирования уже в период обучения одна из важных задач преподавания криминалистики в вузе.
Обучение, как известно, предполагает постоянную обратную связь со студенческой аудиторией, контроль качества и глубины усвоения знаний, умения использовать их при решении практических задач следственной деятельности. Поэтому одной из основных форм использования компьютеров в учебном процессе является внедрение программ контроля знаний студентов.