Конкурентная разведка – это, по сути, получение и доскональный анализ информации о конкурентах: их недостатках, слабых сторонах и преимуществах, сильных сторонах, а также их возможностях и возможных угрозах конкретному предприятию со стороны конкурента. В итоге на основе собранных сведений создается предпосылка создания сильной системы противодействия активным и агрессивным действиям конкурента (-ов).
Условно весь комплекс мероприятий конкурентной разведки можно разделить на 5 основных фаз:
- Получение, накопление информации легальными (законными!) методами.
- Проверка на достоверность и анализ полученных сведений.
- Предоставление конкретных рекомендаций по контрконкурентной борьбе.
- Регулярное и быстрое предоставление любой имеющейся дополнительной информации.
- Контрразведывательные действия.
Анализ данных, получаемых в результате проведения конкурентной разведки, включает:
- приведение в систематизированный вид поступающих сведений, источников их получения;
- общее форматирование, приведение к единому формату информации;
- группировка данных,сведений и источников в соответствии со степенью их достоверности;
- создание предположений, проверка их обоснованности и адекватности;
- моделирование существующих и возможных линий развития событий;
- оценка моделирования и предоставление выводов.
Источники информации, используемые специалистами по конкурентной разведке:
- оперативные (быстрое информирование) источники;
- негосударственные и государственные структуры, организации;
- базы данных специального предназначения;
- СМИ и Интернет-источники;
- статистические службы;
- исследованияпо целевым аудиториям, и пр.
Зачем необходимо проведение конкурентной разведки?
В условиях современного мирового и регионального рынка при ожесточающейся конкурентной борьбе именно информация становится наиболее действенным оружием в руках руководителей компаний.
Сбор сведений о конкурирующих фирмах позволяет:
- повысить эффективность маркетинговой составляющей бизнеса;
- ускорить поиск и занятие новых рыночных ниш;
- создавать инструментарий, помогающий оперативно реагировать на действия конкурентов.
После структурирования и анализа данных,полученных в ходе конкурентной разведки, становится возможной верная корректировка стратегии и тактики развития компании. Грамотное расширение сферы влияния существующего бизнеса – также важный результат качественной конкурентной разведки. Расходы на профессиональные услуги «разведчиков» с лихвой окупаются реализацией предоставляемых в итоге рекомендаций.