История частной детективной деятельности в области корпоративных расследований достаточно обширна – почти полвека. Как в России, так и за рубежом информация о подобных агентствах и компаниях ограничена. Это касается как закрытости самого детективного бизнеса, так и отсутствие публичного доступа к внешним фактам, касающимся объектов/субъектов расследований. Закрытость деятельности детективов по корпоративным делам проявляется даже в отсутствии опубликованной финансовой отчетности.
Хотя услуги корпоративных детективных агентств закрыты в информативном доступе, их популярность и востребованность возрастает ежегодно в арифметической прогрессии. Одной из самых покупаемых в деловом сообществе услуг на сегодняшний день является проверка источников материальных средств потенциальных бизнес-партнеров и контрагентов. Связано такое развитие событий, очевидно, с ужесточением законов о налогообложении по всему миру, вызванным с кризисом финансовой сфере. Множество фирм также стали чаще обращаться к услугам специализированных детективов с целью осуществления проверки партнеров на предмет чистоплотности в ведении бизнесе. К примеру, по данным журнала TheEconomist компания под названием MintzGroup (средние размеры), офис которой располагается в Нью-Йорке, за 2011 год заказала 20 000 корпоративных проверок у частных детективов. По сравнению с предыдущим годом количество заказов у этой компании на проверки возросло на 40%.
Маленькая истории большого детективного агентства, или немного о KrollInc.
К мировым лидерам среди детективных агентств относится KrollInc.Эта компания основана в 1972 г.ДжулсомКроллом – в прошлом заместителем окружного прокурора. После официального получения лицензии на осуществление детективной деятельности, Кролл стартовал с простейшей саморекламы. Он посещал издательские компании с предложением оказать услуги по возвращению в компании денег, потерянных в результате мошеннических действий различного рода в типографиях. На первых порах детектив даже не требовал установленного гонорара за свои услуги, ограничиваясь в качестве оплаты определенным процентом от возвращенных денег.
Слава Кролла как человека, который без скандалов и огласки возвращает ворованные внутри компании средства, распространилась в деловых кругах Америки. К клиентуре детектива примкнули финансовые большие компании, страховые фирмы, банки и корпорации, т.п.
В середине 80-х годов прошлого столетия к Кроллу даже обратилось само американское государство, а точнее комитет США по иностранным делампредставителей конгресса. Перед детективом поставили сложную задачу – проверить полученные сведения о причастности диктатора Филиппин Фердинанда Маркоса к расхищению государственной казны на свыше 200 млн. у.е. В результате успешного завершения расследования Кролл завоевал доверие правительств других государств, среди которых был Кувейт. Державные служители поручили американскому детективу поиск денег Саддама Хусейна, спрятанных, предположительно, в банках Европы и Америки.
Одним из наиболее громких заказов ДжулсаКролла была разработка мер безопасности и их внедрение по отношению к башням Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Собственники башен-близнецов заказали данную услугу в 1993-м г. после первой попытки террористической атаки строений.
Трагедия 11 сентября, в результате которой были разрушены башни-близнецы и погибло множество людей, не сказалась негативно на репутации Кролла. Экспертная группа признала, что детективное агентство KrollInc. обеспечило самую высокую степень безопасности вверенных объектов. Столь серьезный уровень защиты террористы смогли преодолеть лишь с воздуха. Непосредственно после атаки именно сотрудники KrollInc. организовали скорейшую эвакуацию посетителей и работников башен до их падения.
Закат детективного бизнеса Кролла пришелся на конец 90-х г.г. 20-го столетия. Начало упадку положило объявление, сделанное ДжулсомКроллом в 1997-м году. В нем говорилось о слиянии KrollInc. с другой компанией O'Gara-Hess&Eisenhardt. Последняя занималась оказанием услуг по обеспечению безопасности. В результате такого слияния образовалась партнерская публичная компания, которая, однако, просуществовала недолго (до 2001 г.). Через 3 года страховая компания под названием Marsh&McLennanCompanies выкупила KrollInc. почти за 2 млрд. у.е. Спустя еще 6 лет (в 2010 г.) страховая компания продала практически легендарное детективное агентство другой компании – Altegrity. Аналитики оценили спад цены бизнеса Кролла ко времени продажи в 40%.