ТПП РФ: Вопросы ценообразования в охранной отрасли 2021

25 января 2021 года состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности (далее − Комитет) в формате ВКС (видеоконференцсвязь) на тему «Организационные и правовые проблемы в охранной отрасли Российской Федерации в новых условиях современной реальности, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции».

В настоящее время государство не обладает монопольным правом на осуществление предпринимательской деятельности. Государство также не обладает монопольным правом в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Субъектами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности являются негосударственные структуры безопасности, частные детективные и охранные организации. Охранная деятельность – это чисто рыночная деятельность.

Сегодня на российском рынке охранных услуг зарегистрировано 2 млн. 600 тыс. покупателей. На этом же рынке зарегистрировано 23 тыс. частных охранных организаций. Кроме этого, на рынке активно присутствуют две госорганизации, которые не конкурируют между собой и представляют собой единое целое. Они неразрывно связаны технологически, а за ними стоит один и тот же представитель государства: ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации − и Главное управление вневедомственной охраны и органы на местах. Эта организация регулирует рынок в полном объёме, контролирует и лицензирует частную охранную деятельность и одновременно надзирает за вневедомственной охраной и организациями со специальными уставными задачами, а значит, регулирование рынка находится в одних руках. Одновременно Росгвардия является активным участником рынка как субъект охранной деятельности.

Следовательно, рынок, действующий на сегодняшний день, можно назвать несовершенным монополистическим рынком с элементами двусторонней полиполии и недобросовестной конкуренции.

По мнению Председателя подкомитета по экономической безопасности Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Директора Института проблем безопасности НИУ «Высшая школа экономики» профессора Александра Юрченко, государство должно устранить серьёзные нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг охраны, а именно:

  • Росгвардии следует отказаться от концепции строительства вооруженных сил при организации работы на рынке услуг охраны.
  • Регулятор, работающий на рынке услуг охраны, должен руководствоваться положениями экономической теории и понимать суть конкурентных рынков.
  • Регулятор должен привести свою деятельность на рынке услуг охраны в соответствие с положениями антимонопольного законодательства.
  • Информация об участниках конкуренции на рынке услуг охраны должна стать публичной и позволяющей потенциальному потребителю услуг охраны получать максимально полную информацию о любом субъекте охранной деятельности без оформления запроса в Росгвардию (как это сделано, например, Банком России в отношении своих объектов регулирования: банков, страховых и лизинговых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других).
  • Открытость экономических процессов на рынке услуг охраны позволит экономистам получать доступ к данным финансовой отчетности, изучать их в соответствии с принятыми методиками и вырабатывать ответственные предложения.
  • ЧОО необходимо осмыслить существо происходящих в отрасли процессов и выработать экономические подходы к решению существующих проблем.

В своём выступлении заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский отметил, что за прошедшие два года была проделана большая работа по вопросам, связанным с урегулированием ценообразования в отрасли. Шла настоящая «битва» за экономику, позволяющую охранным структурам работать полностью в правовом поле. И уже получены обнадеживающие результаты. Тому подтверждение − Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 645 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг», в котором, в частности, говорится:

«В соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что при осуществлении закупок охранных услуг порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Реализация предусмотренных настоящим постановлением полномочий осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной штатной численности ее центрального аппарата, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций».

Исходя из вышеизложенного следует, подчеркнул Сергей Саминский, что Росгвардия стала органом исполнительной власти, ответственным за установление порядка определения НМЦК контракта при осуществлении закупок охранных услуг. В связи с этим следует отметить, что уже подготовлен проект Приказа, в котором метод определения НМЦК рассматривается как затратный. Приказ также утверждает формулу, содержащую основные показатели, по которым вычисляется стоимость поста.

Также Сергей Саминский проинформировал о появлении в 2020 году Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 309 «О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что также является большим достижением для отрасли.

 Вместе с тем, подчеркнул Сергей Саминский, начало 2021 г. показало, что движение вперед происходит, к сожалению, с большими трудностями. С 11 января начался откат от достигнутого, искусственно занижаются цены на продажу охранных услуг. Делаются попытки уклониться от налогообложения, снижается качество охранных услуг, нарушаются требования антитеррористической защищённости объектов социальной значимости. Причина этих нежелательных явлений лежит в появлении нового Регламента ведения Портала поставщиков и признании утратившими силу приказов Департамента города Москвы по конкурентной политике (утратил силу с 11.01.2021 на основании приказа Тендерного комитета города Москвы от 01.12.2020 N 70-01-176/20). Если раньше образовательной организации требовался дополнительный пост, то она выставляла соответствующую оферту, предлагая определенную заранее цену. Теперь же охранные и противопожарные услуги закупаются методом котировочной сессии, что, по мнению Сергей Саминского, абсолютно неприемлемо. В отдельных случаях стоимость поста опускают до 52% от суммы, ниже которой невозможно ожидать предоставления качественных охранных услуг, если принять во внимание высокий уровень требований к охране такого рода объектов.

В настоящий момент круглосуточный пост должен стоить не менее 180−190 тыс. рублей. И открывающееся окно для демпинга должно быть закрыто. Надо решать эту проблему в общероссийском масштабе, заставлять заказчиков выставлять справедливую цену, позволяющую работать охранным предприятиям с соблюдением трудового законодательства.

В заключение своего выступления президент СРО отметил, что благодаря совместным усилиям в отрасли удалось добиться настоящего прорыва в связи с тем, как стали относиться в России к охранной деятельности. Так, ценовая стоимость услуг по охране образовательных организаций на открытых электронных конкурсах сейчас на 60 проц. определяется опытом охранного предприятия, его деловой репутацией, а значит, и качеством оказываемых им охранных услуг.  

Такие серьёзные подвижки в охранной отрасли, по мнению руководителя  Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александра Козлова, позволят создать ситуацию на торгах, когда, с одной стороны, НМЦК позволяет исполнять действующее законодательство и что-то оставлять на расчётном счёте охранной организации, а с другой − демпингёру не выгодно будет сбивать цену, так как ее падение, каким бы оно ни было, не будет гарантировать ему победу.

В будущем ещё одним направлением резкого улучшения качества охранных услуг может стать инициатива, озвученная руководителем Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александром Козловым, о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ. Речь, в частности, идет об удалении из Кодекса требования о предельном количестве работников организаций, у которых реализация услуг происходит в человеко-часах, и применении вместо этого упрощённой системы налогообложения.

Первый заместитель Совета по профессиональным квалификациям Национальной негосударственной сферы безопасности Владимир Мартыненко (Санкт-Петербург) предложил сосредоточить внимание на проблеме невозможности соблюдения требований нормативных актов в общей системе координат охранной отрасли:

− Основной проблемой и тормозом в развитии частной охранной деятельности является отсутствие отдельного Федерального закона об охране. С учётом складывающейся ситуации, неоправданные преувеличения, к которым прибегают охранные предприятия, демонстрируя якобы высокое качество оказываемых ими охранных услуг, при выполнении технического задания на конкурсной основе, толкают участников тендера к недобросовестному демпингу. Саморегулирование эффективнее всего помогает справиться с факторами, негативно влияющими на повышение качества оказания охранных услуг, позволяет конкурентам не забивать друг друга на рынке.

О том, что демпинг убивает рынок охранных услуг говорил и генеральный директор частного охранного предприятия ООО «А-ЭЛИТА» (Санкт-Петербург) Тофик Алиев:

− Охранные предприятия, которые «роняют» цены на рынке охранных услуг, должны привлекаться к ответственности в рамках федерального законодательства, регулирующего этот рынок. Надо вместе продумать, как этого добиться.

− Прежде чем предлагать, как бороться, надо понять, с кем бороться! – откликнулся на это заявление Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский и внес предложение в повестку дня о создании, например, на площадке ТПП РФ реестра ЧОПов- демпингёров, что позволит, в том числе, эффективно подбирать кадры для частных охранных организаций.

Озвученные тезисы поддержал модератор мероприятия председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

 − Мы все прекрасно осознаём степень ответственности охранных предприятий и каждого конкретного охранника за порученный участок работы. Финансирование их деятельности не должно осуществляться по остаточному принципу. Принцип должен быть приоритетным! – заострил свою мысль Анатолий Борисович.

В своём выступлении на тему «Техническое задание как инструмент борьбы с демпингом в рамках закона» Председатель Ассоциации «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» Константин Фирсов отметил, что в ходе электронных торгов, техническая документация по вопросам безопасности настолько некачественно готовится, что исполнитель сталкивается с дилеммой: либо нарушать закон, либо имитировать охранную деятельность. Это приводит к невозможности выполнения принятых на себя обязательств со стороны исполнителя охранных услуг и вынуждает его нарушать действующее лицензионное законодательство, в том числе и в отношении уплаты налогов в бюджет страны.

Выходом из положения, по мнению Председателя Ассоциации, может стать привлечение к разработке технического задания в конкурсной документации специалистов Росгвардии, представителей охранного бизнеса, экспертного сообщества и общественных организаций.

Присутствовавший на мероприятии вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин пообещал участникам заседания поддержку ТПП РФ в вопросах дальнейшего продвижения инициатив Комитета в органах власти всех уровней. В свою очередь, депутат ГД ФС РФ Анатолий Выборный отметил, что по результатам сегодняшнего заседания Комитета, рассмотревшего проблемные вопросы ценовой политики в охранной отрасли, будут направлены обращения в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, Мэра г. Москвы Сергея Собянина, Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Катырина с просьбой обратить внимание на совершенствование правового регулирования деятельности охранных структур, в том числе с привлечением возможностей регулятора.

В заключение дискуссии заместитель председателя Комитета Анатолий Данилов поблагодарил участников заседания за плодотворную работу, направленную на решение неотложных проблем в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

Проблемы, которые были озвучены в ходе мероприятия, характерны практически для всех регионов Российской Федерации. Все конструктивные и содержательные решения по итогам мероприятия лягут в основу решений VIII-го Съезда ТПП РФ.


Наши партнеры