Круглый стол в ОП РФ: Детективная деятельность в России.

24 сентября 2020 г. на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему: «Детективная деятельность как один из элементов комплексной системы мер по выявлению лиц, совершающих противоправные действия». Организатором мероприятия выступили Комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК и Ассоциация Профессионалов Сыска.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин подчеркнул, что детективная деятельность в рамках негосударственной системы безопасности – это «социально полезный вид деятельности, направленный прежде всего на обеспечение конституционных прав юридических и физических лиц».

В настоящее время в отношении частной охранной деятельности ходит немало мифов и легенд. Из иных рассуждений, бывает, трудно понять, в чем же суть, правовой статус и содержание этой деятельности. И причин тому множество. Между прочим, в этом повинно и само законодательство. О его несовершенстве много говорится в детективном сообществе на таких авторитетных площадках, как Государственная Дума ФC РФ, Совет Федерации ФС РФ, Торгово-промышленная Палата РФ, Общественная Палата РФ, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, ДОСААФ России и другие. Ясно, что давно уже возникла необходимость принятия двух отдельных федеральных законов о частной детективной деятельности и частной охранной деятельности, поскольку это два самостоятельных вида деятельности, предоставляющих различные виды услуг и имеющих разную правовую основу. На практике между ними – ничего общего, и данный факт больше не вызывает ни у кого никаких сомнений. Очевидно, что ныне действующий Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 24871 не отвечает потребностям работников обеих сфер, которым посвящен этот закон. А поэтому не случайно, что иногда и сами детективы вынуждены оказывать услуги, вполне естественные в ходе их профессиональной деятельности, но, к сожалению, не предусмотренные действующим законодательством (например, в иных случаях в интересах дела они просто не могут не прибегать к средствам слежения, которые разрешены к применению только в оперативно-разыскной деятельности).

Принципиально новое, что учли разработчики в своем законопроекте, связано прежде всего с тем, чтобы узаконить детективную деятельность, которой занимаются не только частные детективы, но и детективные организации. Кроме того, они предлагают расширить перечень услуг и определить права всех участников частной детективной деятельности. Эти новые положения позволят вывести из тени лиц, которые сегодня занимаются детективной деятельностью, не обладая соответствующим юридическим статусом.

В ходе дискуссии был выделен целый ряд вопросов, посвященных практическому осуществлению частной детективной деятельности и встающих на рынке детективных услуг в связи с актуальностью проблем, которые они вскрывают. В частности, руководитель научного совета «Института проблем безопасности и устойчивого развития» Валерий Шестаков отметил, что «сбор сведений по различным производствам не позволяет обеспечить конституционное право юридических и физических лиц. Брешь, которая существует в уголовно-процессуальном кодексе в этом смысле до сих пор не восполнена». Также, по его мнению, необходимо обеспечить конституционные права юридических и физических лиц на доступ к правосудию. Речь идёт о сборе сведений в интересах лиц, не являющихся участниками судебного процесса, но собирающихся подавать исковое заявление о совершенном или готовящемся преступлении. На этом этапе роль детектива должна заключаться в том, чтобы помочь заявителю собрать сведения для составления заявления, для подачи которого, естественно, нужны законные основания. Данная услуга весьма востребована на практике. Соответствующее положение в новом законе позволило бы детективам вполне легально собирать такого рода сведения.

– В новом законопроекте мы существенно расширили перечень услуг, оказываемых частными детективами, ведь существующий ныне перечень, согласно действующему законодательству, далеко не исчерпывает всех возможностей ведения успешной детективной деятельности. Потенциал наших детективов востребован далеко не полностью, по крайней мере так, как это объективно необходимо в реальной жизни. А значит, надо менять условия работы детективов, – подытожил Валерий Иннокентьевич.

Заместитель председателя технического комитета 208 «Охранная деятельность» при Росстандарте Олег Климочкин рассказал, что в Научно-исследовательском центре «Безопасность», который он возглавляет, есть направление, изучающее вопросы частной детективной деятельности. По его мнению как эксперта, анализ действующего законодательства показывает, что со стороны государственных органов по контролю за оказанием детективных услуг в отношении практически всех видов услуг, закреплённых в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1, существуют «двойные стандарты» и выносятся произвольные оценки.

Так, практически любые действия, указанные в законе как виды детективных услуг, работники юридических фирм, адвокаты, специалисты кадровых подразделений и служб безопасности организаций и даже общественные организации и волонтерские движения (розыск пропавших лиц) могут выполнять в соответствии со своими функциональными обязанностями. Есть даже специализированные компании и интернет-порталы, предоставляющие такие услуги: СПАРК, Интегрум, Контур-Фокус, Руспрофайл.Ру и т.п. И только частные детективы, решая свои профессиональные задачи, обязаны оформлять лицензию и собирать ради этого массу документов, в том числе и медицинское заключение после ежегодного визита к врачам. А работники других организаций и ведомств занимаются тем же самым, но без контроля со стороны государства. При этом в отличие от указанной категории лиц ограничены законом и возможности частных детективов при выполнении своей работы. Указанные выше информационные компании имеют прямые договоры с налоговыми органами на предоставление имеющейся у них информации и сведений бухгалтерского учета, а детективов компетентные органы исполнительной власти не рассматривают как субъектов взаимодействия даже на договорной основе.

Поэтому на сегодня самыми важными являются вопросы о необходимости концептуально определить судьбу детективной деятельности: Нужна ли она вообще? Не устарел ли подход к данной сфере лицензирования? Надо ли вообще организовывать лицензионный контроль за детективной деятельностью, или можно обойтись формами саморегулирования с особыми условиями участия?

В качестве альтернативы первому вопросу можно, наоборот, расширить сферу детективной деятельности, сделав более разнообразным набор оказываемых услуг, связанных с использованием персональных данных граждан и коммерческой тайной организаций. А также можно предложить создание специальных СРО и усилить уголовную и административную ответственность за нарушение правил детективной деятельности, установленных внутри СРО.

В любом случае ориентировать изменения в Законе с учетом лишь существующего на настоящий момент контингента лицензированных детективов в количестве менее тысячи человек экономически нецелесообразно. Также требует корректировки имеющиеся ограничения на осуществление детективной деятельности только в качестве индивидуального предпринимателя.

Говоря о государственном регуляторе, также следует учитывать, что методы частной детективной деятельности представляют собой сокращённый вариант методов и форм оперативно-разыскной работы. При этом Росгвардия как лицензирующий орган на сегодняшний день фактически является силовым придатком к правоохранительным органам, где к оперативно-разыскной деятельности допущены только подразделения службы собственной безопасности. То есть у специалистов лицензирующего органа априори нет заинтересованности в вопросах взаимодействия с частными детективами, в том числе с использованием результатов их деятельности. Очевидно, что лицензирование детективной деятельности входит, скорее, в круг интересов оперативных служб МВД России, либо органов государственной безопасности, но, как известно, МВД России в позапрошлом году фактически устранилось от обязанностей лицензирующего органа.

На данный момент было бы целесообразно выработать алгоритмы оказания отдельных видов детективных услуг хотя бы на уровне национальных стандартов, статус которых на первых порах являлся бы добровольным к исполнению. Возможно, это могло бы лечь в нормативную основу для создания в будущем специализированных СРО частных детективов, которые для своих членов сделали бы эти стандарты обязательными к исполнению.

Выступающий отметил, что в План работы по национальной стандартизации на 2021 год Техническим комитетом 208 «Охранная деятельность» подана заявка для включения в разработку ГОСТ Р «Детективная деятельность. Оказание услуг по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных, ненадлежащих партнёров. Общие требования». Разработчиками выступила Ассоциация Профессионалов Сыска (руководитель Сергей Любименко). Начало разработки стандарта запланировано на май 2021 г., а утверждение на сентябрь 2022 г. В заключение Олег Климочкин пригласил всех желающих принять участие в работе над проектом данного национального стандарта.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заметил, что после проведения мероприятий, подобных нынешнему, рождаются новые инициативы по совершенствованию правоприменительной практике в частной детективной деятельности.

– Как известно, законодательство не опережает прогресс. Сначала появляется идейное решение, которое оказывает своё влияние на рынок. Такие решения мы называем обычаями делового оборота. Затем делается анализ решения со всех спектров, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности. И только после этого появляется законодательная инициатива, которая поддерживается или не поддерживается государственной политикой в этой сфере с учётом интересов бизнеса и общественных запросов. Сегодня сформировался совершенно новый запрос на детективную деятельность. Мнение о том, что частный детектив – это человек, который подслушивает, подсматривает и подглядывает за людьми, уходит в прошлое. Сегодня новые запросы и новые предложения (такие как деловая разведка, поиск контрагентов и прочее) показывают своё положительное воздействие на качество жизни конкретного человека и общества в целом. И, конечно, это большая помощь для правоохранительных органов. Нам крайне важна качественная обратная связь, квалифицированное экспертное мнение профессионального детективного сообщества. Новый базовый проект федерального закона о частной детективной деятельности призван осовременить те правила игры, которые уже признаны как обычаи делового оборота и реализованы на практике. Они пользуются спросом на рынке, – заверил свое выступление депутат Госдумы.

Член Комиссии по безопасности и ОНК ОПРФ Валерий Васильев заострил внимание присутствующих на том, что между сотрудниками правоохранительных органов «существует тесное взаимодействие с детективами, которые оказывают большую помощь действующим работникам уголовного розыска и других оперативных служб. К сожалению, эти «деловые связи» не урегулированы в правовом поле. Содействие – это не правовая норма. Нечёткие правовые нормы вызывают неопределенность. Надо менять отношение к детективам, придать им процессуальный характер, упорядочить и расширить полномочия, перестать им не доверять в решении вопросов качества жизни граждан. Надо создавать мощное общественное мнение в их поддержку».

О том, что со стороны профессионального детективного сообщества есть запрос на законодательное совершенствование детективной деятельности, говорил в своём выступлении заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Андрей Аванесов.

– Согласно статистике нашего подразделения, количество лицензированных детективов с 2010 года неуклонно снижается (уже более, чем на 50%), и к 2030 году в стране может не остаться ни одного детектива. По сути, заинтересованные федеральные органы власти, за исключением отдельных правоохранительных органов, не видят, как в дальнейшем этот вид деятельности может быть полезен интересам государства. Чтобы понять, в какую сторону идти, Росгвардия как регулятор готова выслушать мнение всех заинтересованных сторон. Понятно, что необходимо новое правовое регулирование, лицензирование, чтобы защищать интересы государства и общества. Необходимо пересмотреть набор услуг, субъектов контроля. Мы готовы рассмотреть любую дельную инициативу и подготовить соответствующее заключение.

В продолжение разговора о сокращении численности профессиональных детективов и недобросовестной конкуренции участники мероприятия лишний раз указали на то, что службы безопасности юридических лиц, информационно-аналитические агентства, консалтинговые, аудиторские и юридические компании, частные разведывательные агентства, занимающиеся деятельностью, схожей с детективной, являются прямыми конкурентами детективов, но при этом их работа выведена из под контроля государства, а к детективам, наоборот, предъявляются особые требования. Играя на одном поле, подобные «поставщики информации» частенько выкладывают персональные сведения граждан в открытый доступ и не несут за это никакой ответственности. По мнению Президента Ассоциации Профессионалов Сыска Сергея Любименко, так быть не должно.

– Надо полностью переформатировать нынешнюю концепцию подхода к лицензированию лиц, занимающихся сбором информации, сделать одинаковые условия для всех, кто занимается данным видом деятельности. Сегодня, мы предлагаем объединить любую детективную деятельность под один лицензиат и тем самым официально разбить ее на две составляющих: для оказание услуг третьим лицам (силами детективов) и для внутренней безопасности хозяйствующего субъекта (силами всех остальных организаций, служб, агентств и т.д.), – предложил Сергей Александрович.

Председатель Комиссии РСПП по безопасности Николай Рогожкин считает, что у регулятора – Росгвардии – на сегодняшний день нет профессиональных специалистов, которые могли бы осуществлять лицензировании детективной деятельности. И это проблема из проблем. Лицензиатом должен быть орган, который заинтересован в деятельности детективов.

– Детективы, имеющие профессиональные навыки, являются профессиональным ресурсом для страны. В решении многих вопросов процессуального характера детективное сообщество должны поддержать исходя из социальной значимости, потребностей общества и вызовов действительности те ведомства, из которых и вышли детективы, – высказал свое мнение советник Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Константин Цымбаренко.

Заместитель председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации Анатолий Данилов ещё раз обратил внимание присутствующих на роль института саморегулирования в детективной отрасли. Это институт помимо решения частных задач отрасли осуществляет взаимодействие детективов и регулятора (Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) для принятия правильного решения по приданию детективам официального статуса.

– Здесь, на площадке Общественной палаты Российской Федерации, собрались представители тех государственных структур, профессиональных общественных организаций, которые на сегодняшний день работают с частными детективами, понимают их боль и активно участвуют в продвижении законотворческой инициативы по их проблемам, – подвел итог своему выступлению Анатолий Михайлович.

– Институт детективов больше нацелен на предотвращение преступлений, упреждение мошеннических действий. И хотелось бы, чтобы в будущем закон о частной детективной деятельности более жёстко определял статус детектива и статус тех сведений, которые могут предоставляться ему официальными органами власти, – дополнил выступающих член АРД г. Москвы Дмитрий Талмаев.

Вице-президент Международного объединения детективов г. Санкт-Петербурга Дмитрий Третьяков выразил уверенность, что с принятием нового закона судьи будут не вправе отклонять полученные частным детективом в процессе судебного расследования качественные сведения. Изменения должны коснуться и регулирования сведений об оказании услуг заказчику. Детективы будут вправе не разглашать «детективную тайну».

Член правления СРО Союз предприятий в области безопасности «Содружество Миротворец» Владлен Гоциридзе предложил рассмотреть возможность принятия национального кодекса безопасности, в котором были бы четко прописаны полномочия всех служб по взаимодействию с негосударственной сферой безопасности, в том числе и с детективами.

Член Ассоциации Профессионалов Сыска Наталья Ковалёва высказалась в том смысле, что детективное сообщество не в силах в одиночку регулировать систему безопасности, даже если законодательство в отношении его деятельности будет доведено до совершенства, так как у детектива – другая специализация: он занимается коммерческой деятельностью по договору с клиентом. Обеспечивать правопорядок призвано государство. Детектив не является ответственным ни за правопорядок, ни за всё, что к этому правопорядку относится. И если в процессе своей деятельности он увидит, что совершается преступление, он, конечно, обязан сообщить об этом в соответствующие правоохранительные органы, но с опорой на частную инициативу нельзя затыкать дыры там, где исключительной компетенцией обладают госорганы.

В ходе мероприятия прозвучала и крайне полярная точка зрения, касающаяся вопросов лицензирования. Директор Информационной системы контроля рисков ИСКР-А Сергей Богатырев считает, что в нынешних условиях работать детективу по лицензии всё равно что бегать в ластах по улице, когда рядом носятся люди в кроссовках. По мнению оратора, при получении лицензии детективы должны взамен требовать от регулятора дополнительные права. Кроме того, директор Инфосистемы ИСКР-А поддержал идею саморегулирования детективной отрасли, если только детективы желают выработать единую позицию по всем вопросам, касающимся их существования и функционирования.

В заключение мероприятия, подводя итоги работы, первый вице-президент АРД г. Москвы Олег Зимин еще раз указал на основную особенность работы частного детектива:

– Нас, детективов, от кадровых служб, маркетологов, волонтёров отличает лишь одно: мы делаем всё «в целях сыска». Мы работаем, мы нужны людям, бизнесу, мы каждый день, каждый час стоим на защите экономических интересов наших клиентов. Мы есть, и мы нужны! Мы любим то, что мы делаем. Главное, чтобы нам никто не мешал работать.

В ходе мероприятия также прозвучало предложение о внесении поправок в законодательство по сопровождению возбужденных на территории РФ уголовных дел за пределами России. По итогам мероприятия будут составлены резолюция и рекомендации с учётом мнений всех заинтересованных сторон.

Источник:
Медиа-портал "Храннитель"


Наши партнеры