17 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание на тему «Негосударственная система безопасности как важный элемент комплексной системы мер по обеспечению безопасности государства».
Для участия в мероприятии своих представителей направили: Комиссия ОПРФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, Координационный совет Негосударственной сферы безопасности России, эксперты НСБ и профильные СМИ.
Модераторзаместитель председателя Комиссии ОПРФ, руководитель рабочей группы Михаил Аничкин напомнил присутствующим, что стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и высокий уровень жизни граждан, а также суверенитет, территориальную целостность, устойчивое развитие, оборону и безопасность Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственной формируется негосударственная система обеспечения национальной безопасности. Наличиеи одновременное функционирование обеих систем создает стабильность в стране и необходимое равновесие и гармонию в обществе, которые способны уберечь его и всё государствоот раскола, социальных потрясений и невзгод. Ослабление любой из них вредно как для страны в целом, так и для конкретной личности в частности.
От актива Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности выступил Президент СРО Ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский. Оратор заострил внимание присутствующих на том, что ежегодный оборот охранной отрасли составляет около 500 млрд.руб., при этом такой же объем средств находится в «серой зоне». «Сорок процентов частных охранных предприятий работают в рамках российского законодательства, а остальные уходят «в тень»», –с горечью констатировалпрезидент СРО.
Выступающий также отметил, что в настоящее время в отрасли имеется ряд нерешенных проблем помимо указанных. Так, до сих пор отсутствует официальное признание негосударственной системы безопасности, ее места и роли в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Субъекты НСБ не включены в силы и средства обеспечения национальной безопасности, предусмотренные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации 2020.Не налажено должное взаимодействие между субъектами НСБ и субъектами государственной системы обеспечения безопасности. На сегодняшний день не внесены необходимые изменения в соответствующие федеральные законы, регламентирующие деятельность охранной отрасли. Кроме того,поднимая вопрос о законодательствев частной охранной и частной детективной деятельности,следует одновременно решать проблемы благосостояниялюдей, трудящихсяв этой сфере, а это свыше трёх миллионов человек. Таким образом, давно созрела необходимость в создании серьезной команды, которая была бы способна обеспечить рассмотрение и принятие таких законов в Государственной думе.
Одной из основных причин низкого качества оказания услуг по обеспечению безопасности нередко является неудовлетворительное решение вопросовценообразования. По мнению работодателей охранных структур, в настоящее время начальная максимальная цена контракта (НМЦК) формируется с нарушением действующего законодательства.Эта цена не может быть рыночной по определению. «Мы предлагаем отказаться от среднерыночного механизма формирования НМЦК. Ведь выгода, получаемая сейчас за счёт заниженной НМЦК, является, по сути, мнимой, так как охранная организация, работающая по такой цене, просто не в состоянии обеспечить предусматриваемые налоговые отчисления в бюджет и тем самым вынуждена снижать оплату труда своим работникам.Ведь формирование НМЦК определяет в дальнейшем и цену в охранной отрасли.И если НМЦК станет разумной, то государству будет возвращаться в десятки раз больше денег, чем сейчас.Государственные заказчики говорят, что при нынешнем порядке вещей они, мол, экономят бюджетные деньги, а на самом деле они выталкивают охранную отрасль «в тень». «К сожалению, межведомственная рабочая группа пока нас не слышит. Но если мы не добьемся глобальных перемен в законодательстве и не выработаем более прогрессивную формулу НМЦК, переходя на затратный метод, то в охранной отрасли, на восемьдесят процентов существующей «в тени» частной детективной деятельности, не произойдёт никаких положительных изменений!» –заявил СергейСаминский.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности объединяет субъекты, коммерческая и общественная деятельность которых в соответствии с законодательством является либо одним из средств обеспечения безопасности,либо направлена на техническое, информационное и иное обеспечение указанной деятельности. Создание координирующей рабочей группы в системе регулятора, который тоже является участникам рынка, позволит снять напряжение в охранной отрасли.
Заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Михаил Гаврилов в своём выступлении сделал акцент на том, что за 27 лет работы на рынке охранной отрасли можно было бы сформировать не только государственную политику в сфере НСБ, но и сферу деятельности её субъектов, а также определиться с видами деятельности, формами собственности, направлением деятельности и участниками, разработав полноценную организационную структуру НСБ как субъекта национальной безопасности. Все эти вопросы могли бы быть решены за счёт частного предпринимательства. Получив права, частный бизнес способен быть более экономически маневренным по ценовым показателям, чем государственные и ведомственные структуры. Но какого-то перелома в обстановке так и не произошло! Эти вопросы надо решать на федеральном уровне,а для этого не обойтись без целевого органа, который можно было бы назвать межведомственным советом по делам НСБ – желательно при Президенте Российской Федерации или при Правительстве Российской Федерации. В других случаях вся работа будет неэффективна. К сожалению, на практике администрация воспринимает НСБ далеко не однозначно, и поэтому отрасль находится в тупике. По этой линии необходимо вести просветительскую работу во всех субъектах НСБ и на всех уровнях государственного управления. А для того, чтобы научиться предметно говорить о состоянии НСБ и его субъектах, необходимо совершенствовать аналитическую работу. Все проблемы, связанные с такой организацией охранной деятельности, должны находить более острые решения как со стороны субъектов НСБ, так и регулятора.
Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельностиПрезидент Ассоциация профессионалов сыскаи руководитель Совета по развитию детективной деятельности КС НСБ России Сергей Любименко рассказал присутствующим, как обстоят дела в частной детективной деятельности. В частности, он сообщил, что годовой оборот частной детективной деятельности составляет порядка 800 млрд. рублей.В целом в частную детективную деятельность вовлечено около 20 тыс. человек. Однако частных лицензированных детективов, согласно статистике, всего 920 человек, то есть бóльшая часть находится «в тени». Доминирование теневого бизнеса обусловлено особенностямидействующих нормативно-правовых актов, существующей уголовной и административной ответственностью за превышение полномочий, чрезмерной фискальной нагрузкой.Целесообразно сделать детективную отрасль саморегулируемой, в том числе с целью вывода из «серой зоны» недобросовестных поставщиков услуг. Говоря о нормотворчестве, Сергей Любименко отметил, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации уже внесён проект Федерального закона «О частной детективной деятельности», регулирующий правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением частной детективной деятельности. Проект Закона определяет правовую основу, цели, задачи, принципы, участников, их права и обязанности, правовую и социальную защиту, порядок взаимодействия детективных организаций, детективов с правоохранительными органами, закрепляет систему гарантий законности её осуществления. Охранное и детективное сообщество совместными усилиями способно обеспечить общественный порядок и быть вовлечено в систему обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. «Частные детективы могли бы взять на себя задачу, связанную с проработкойнекоторых аспектов блока экономической безопасности», – предложил Сергей Любименко в конце своего выступления.
В заключение эксперт отрасли НСБ Валерий Макаров отметил, что необходимо преодолеть существующий ныне беспорядок на охранном рынке и развивать рынок в цивилизованном русле. Неотложная задача – создание единой координационной группы, которая собрала бы воедино все проблемы отрасли, сформировала концепцию взаимодействия негосударственной системы безопасности и государственных органов безопасности и правоохраны и,опираясь на административный ресурс, решительно внедряла бы в сфере НСБ справедливые принципы законности и порядка.