Охранная деятельность в режиме ожидания

3 октября 2019 года состоялась XX Всероссийская конференция руководителей учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур. Организатором мероприятия выступил – Центральный совет учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур (ЦС УПК РОСС).

Вопросы обеспечения общественной безопасности являются одной из злободневных задач и выносятся на повестку дня заседаний как профессиональным сообществом НСБ, так и в высших государственных инстанциях. При продвижении и развитии услуг образовательных организаций в сфере охраны и безопасности, директор НИЦ «Безопасность», кандидат экономических наук Олег Климочкин акцентировал внимание директоров негосударственных образовательных организаций на повышение уровня подготовки охранников и наведения порядка в охранной отрасли. Олег Владимирович подробно рассказал о разработке и перспективах развития российского законодательства в сфере частной охраны и сыска. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 существует уже более 25 лет и от первоначальной редакции ничего уже не осталось. Все без исключения статьи российского закона изменялись либо дополнялись: заново введено 11 статей и 2 раздела, исключено 6 статей и 2 раздела. Всего за прошедший период в Закон внесено 19 изменений и дополнений, в том числе концептуальные изменения в 2008 г. Более того, в настоящее время это единственный закон, регламентирующий сразу два отдельных вида деятельности, что не соответствует современной оценке регулирующего воздействия. Особое внимание спикер обратил на сопровождающие законопроекты в вопросах профессиональной стандартизации. «Единственным на сегодняшний день сопровождающим законопроектом является Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Закон внёс кардинальные изменения в законодательство, регламентирующее указанную сферу деятельности. В частности, убраны слова «охранник» и «охранная деятельность», что позволяет использовать данные права и для частной детективной деятельности. В будущем, необходимо разрабатывать новый закон с максимальной пользой для охранных структур, а также с учетом интересов общества и государства в целом.

По мнению Олега Климочкина, частная охранная деятельность относится к категории «силового предпринимательства». Силовые структуры – необходимая конструкция любого государства, и здесь отношение государства к частной охранной деятельности должно быть особым. Не следует забывать, с 2016 года государственным регулятором частной охранной деятельности является федеральная служба войск Росгвардии, которая является одновременно контролирующим органом за структурами ведомственной охраны и непосредственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную охрану объектов.  Указанное определяет место частных охранных организаций в ряду остальных силовых структур. Совместными усилиями видится целесообразным регламентировать вопросы использования и применения оружия по видам охранных услуг и более реалистично установить порядок взаимодействия по обеспечению правопорядка, в том числе и на территориях отдельных муниципальных образований. «В ближайшее время мы завершим оформление имеющихся предложений в необходимый формат и представим их на обсуждение охранного сообщества», - отметил Олег Климочкин.

В ходе реализации комплекса мер, намеченных Аппаратом Совета безопасности Российской Федерации в марте 2019 г., в том числе по подготовке единых требований к организации охраны и безопасности объектов образования, в первую очередь общеобразовательных и дошкольных учреждений, принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», приказом Росстандарта № 482-с от 9 августа 2019 г.. утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования». Данные документы взаимоувязаны и в ГОСТ Р 58485-2019 имеются соответствующие ссылки на положения указанного постановления Правительства Российской Федерации. Разработка ГОСТ Р № 58485-2019 осуществлялась в соответствии с основополагающими национальными стандартами, в том числе ГОСТ Р 1.2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены», регламентирующим порядок разработки, и ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации», предъявляющим требования к оформлению и изложению стандартов. Стандарт прошел все установленные процедуры, включая экспертизу стандарта. Положения стандарта не противоречат действующим международным договорам и соглашениям Российской Федерации, а также не нарушают принятых в Российской Федерации законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Текст проекта национального стандарта подготовлен с учетом требований Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», о чем имеется соответствующее заключение государственного регулятора – Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Окончательная редакция ГОСТ Р № 58485-2019 полностью соответствует требованиям к подготовке и содержанию национальных стандартов в Российской Федерации, нормативным актам Минтруда России и корреспондируется с вопросами развития системы профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

В Министерстве Просвещения Российской Федерации отметили, что подготовка работников охраны для образовательных организаций является узконаправленной задачей и должно развиваться во всех регионах Российской Федерации. Опыт внедрения в практику рекомендаций национального стандарта ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования». с большой пользой для себя взяли Санкт-Петербург и Казань. Адаптация профессионального стандарта в регионах, а именно: диалог между заказчиком и исполнителем является примером для многих.

Так же, в работе конференции обсуждались вопросы взаимодействия ФКЦ РОС, КЦ РОСС и РООР ФКЦ РОС с образовательными организациями, занимающихся подготовкой кадров в сферах оборота оружия, охраны и безопасности.

Антикризисный управляющий, преподаватель РАНХиГС Оксана Дорогая поделилась практикой исполнения законодательства в области обработки персональных данных в образовательных учреждениях и частных охранных организациях.

Аттестованный эксперт Департамента образования и науки города Москвы, кандидат юридических наук Фёклин С.И. подробно рассказал о нормативных требованиях к сайту образовательной организации. Требованиях по передаче сведений в ФИС ФРДО (федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении). Эксперт ответил на актуальные вопросы контроля за деятельностью образовательных организаций.

Подводя итоги мероприятия, члены президиума отметили, что на сегодняшний день у охранного сообщества есть только один профессиональный стандарт, но есть определённые наработки и по другим видам деятельности, осуществление которых в первую очередь, может оптимизировать затраты потребителей услуг, а также даст новый импульс для развития и предоставления полного комплекса услуг со стороны негосударственных структур безопасности. У руководителей охранных предприятий есть запрос на обучение. Используя положительный опыт, эксперты НСБ будут внедрять всё необходимое, чтобы образовательные организации готовили к обучению профессиональных специалистов с учетом актуальных потребностей охранной отрасли и необходимости развития видов и форм частно-государственного партнерства, в том числе по вопросам обеспечения общественной безопасности.

Автор: Маркелова Марина

 


Наши партнеры