22 мая вопросы качества представляемых услуг, ценообразования и формирования рыночных механизмов управления отраслью вновь остро встали на повестке дня Общественной Палаты Российской Федерации.
Организатором мероприятия выступил член Общественной палаты Российской Федерации, Президент ФКЦ РОС Александр Козлов. В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Хинштейн, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК, член Президиума КС НСБ России Михаил Аничкин, заместитель Председателя Профессионального Союза Негосударственной Сферы Безопасности "Профсоюз НСБ" Сергей Любименко, а также профессиональное сообщество НСБ совместно с представителями федеральных органов исполнительной власти правоохранительного и экономического блока, отраслевые СМИ.
Повышение качества охраны объектов, в первую очередь с массовым пребыванием людей, является критично важным как для государственных органов, регулирующих и отвечающих за вопросы охраны и безопасности, так и для самой частной охранной отрасли.
Одним из основных элементов повышения качества обеспечения безопасности охраняемых объектов является адекватная оплата охранных услуг со стороны их заказчика и недопущение необоснованного снижения стоимости таких услуг участниками конкурса в процессе торгов.
Данная тема не раз обсуждалась в стенах Общественной палаты РФ, были выработаны рекомендации по расчету нижнего предела цены на охранные услуги, исходя из базовых требований законодательства, напомнил член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Александр Козлов, который настаивает на том, уполномоченные власти могли бы взять на себя труд и рассмотреть повнимательней структуру этой цены и методику расчета уровня налогообложения. Ведь выгода, получаемая за счёт снижения НМЦК, является, по сути, мнимой, так как охранная организация, работающая по заниженной цене, просто не в состоянии обеспечить предусматриваемые налоговые отчисления в бюджет и тем самым вынуждена снижать оплату труда своим работникам.
Расчет стоимости одного круглосуточного охранного поста в составе одного охранника в Москве в месяц показал, что минимальный порог должен составлять не менее 135,5 тысячи рублей для предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения, и не менее 160,2 тысячи рублей для частных охранных предприятий (ЧОП); для субъектов Российской Федерации эта стоимость должна составлять не менее 80,4 и 96,5 тысячи рублей соответственно. Такие данные привел заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.
«На практике же изначально ценовые показатели, устанавливаемые заказчиками, значительно ниже. Это свидетельствует о том, что на рынке охранных услуг огромное количество организаций, качество услуг которых не отвечает заявляемым требованиям, а государство фактически потворствует этому процессу. Мы должны понимать, что принцип “чем дешевле, тем лучше” в сфере безопасности не работает и работать не должен», — убежден чиновник.
Александр Хинштейн предложил передать полномочия по установлению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) Федеральной службе войск национальной гвардии (Росгвардия), тем более что законодательство позволяет это сделать. Речь идет не о том, чтобы государство платило больше, а о том, чтобы оно понимало, за что платит, пояснил чиновник.
По мнению экспертов, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие конкуренции на рынке охранных услуг. Оттого как формулируется техническое задание, на торги выходят не только организации, имеющие право оказывать охранные услуги и обладающие соответствующими ресурсами и чувством ответственности как перед заказчиком, так и перед контролирующими органами, но и те организации, которые, по сути, вообще не имеют право оказывать эти услуги. И беда в том, что высосанная из пальца рыночная цена таких незаконных претендентов тоже учитывается при составлении НМЦК. Одновременно при определении этой цены на основании предельных значений цен, рекомендуемых решением МРГ, экспертными организациями не проводится проверка достоверности начальной максимальной цены контракта. Вот в этом и заключается основная проблема, т.е. изначально отсутствует некий фильтр, который позволил бы заказчику отсеивать те организации, которые не имеют законного права оказывать охранные услуги.
Президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов отметил, что цена должна формироваться, не исходя из того, что есть у заказчика, а из того, что есть на рынке и сколько это стоит, убежден представитель охраной отрасли.
Александр Козлов рассказал, что, по данным Росгвардии, на сегодняшний день в охранных организациях трудятся 640 тысяч охранников, имеющих удостоверения, т.е. аттестованных. А по данным экспертов охранной отрасли, в составе охранных организаций, а также различных фирм, оказывающих охранные услуги под видом сторожей, вахтеров, контролеров и т.д., трудятся не менее 1,5 миллиона человек. Эксперты считают, что подобное несоответствие данных по фактической численности охранников должно более четко координироваться и коррелироваться, а для этого необходимо подумать над созданием соответствующего механизма. В то же время эксперты отмечают, что изначальная низкая цена не позволяет законопослушным организациям выходить на эти конкурсы, а собственный внутренний демпинг вообще вымывает с рынка добросовестные организации.
О принципах формирования НМЦК в ГУВО Росгвардии рассказал начальник отдела — заместитель начальника управления организационного обеспечения, экономического анализа и тарифной политики ГУВО Росгвардии Алексей Ополоник. В частности, он заметил, что до 2011 года для формирования НМЦК использовался затратный метод, но с 2012 года, когда денежное довольствие выросло в 1,7 раз, тарифы были зафиксированы и ежегодно индексируются с учетом инфляции (порядка 5%). Отвечая на «трудные» вопросы консультант отдела методологии и планирования закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации Анна Писарева, отметила, что использование затратного метода определения НМЦК на рынке охранных услуг, безусловно, возможен, что регламентировано ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящий момент метод сопоставимых рыночных цен у Минфина в приоритете, поскольку затратный метод предполагает установление более высокой цены контракта, но, Министерство, в рамках своих компетенций, открыто к рассмотрению предлагаемых изменений.
Кроме того, участники круглого стола обсудили регулирование трудовой деятельности работников охранных организаций. Эксперты пришли к выводу, что вопрос требует дальнейшей проработки и необходим широкий опрос среди представителей отрасли, который позволит выявить, какие проблемы встречаются наиболее часто.