Уровни и виды учетов в органах внутренних дел

Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.

Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета. Учеты формируются по следующим уровням:

  • федеральный уровень (ГИАЦ МВД России);
  • региональный уровень (ЗИЦ МВД, ГУВД, ИЦ УВД субъектов РФ);
  • местный уровень (ОВД районов, городов, линейные ОВД на транспорте).

Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный).

Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы.

Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД. К их числу относятся:

  • особо опасные рецидивисты;
  • преступники-гастролеры;
  • лица, взятые на контроль по ДОУ;
  • ранее судимые лица;
  • лица, осужденные условно, или те, в отношении которых избрана мера пресечения — отсрочка исполнения приговора;
  • лица, привлеченные к административной ответственности;
  • иные лица.

К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые).

Предметы:

  • орудия совершения преступления;
  • огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций;
  • разыскиваемые предметы, документы, вещи, служившие предметом преступных посягательств;
  • похищенные и не найденные, а также изъятые у задержанных и арестованных вещи, предметы антиквариата;
  • автотранспортные средства, принадлежность которых не установлена.

В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:

  • оперативный;
  • оперативно-справочный;
  • розыскной;
  • экспертно-криминалистический:
  • криминологический;
  • профилактический;
  • административный.

Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).

1. Оперативный учет — это массив систематизированной информации, которая сосредоточивается в ДОУ, картах-накопителях и информационно-поисковых системах, т.е. в оперативно-справочных и оперативно-розыскных картотеках, автоматизированных системах и банках данных1Кленов С.Н., Кузин Е.Б. Организация использования оперативно-справочных и розыскных учетов органами внутренних дел: Учеб, пособие. М.: МЦ при ГУК и КП МВД России, 1990. С. 3..

Объектами оперативного учета являются:

  • лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД;
  • проверочные материалы и ДОУ;
  • проверяемые, разрабатываемые и наблюдаемые по ДОУ лица.

2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.

Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.

В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.

Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:

  • приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения:
  • постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
  • уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • постановление дознавателя, следователя или судьи, определение судьи об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
  • постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
  • постановление о заведении розыскного дела;
  • постановление об административном правонарушении;
  • постановление суда (судьи) об административном аресте;
  • постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
  • определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление или общественно опасные деяния:
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
  • постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;
  • постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
  • решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
  • решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.

Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.

Розыскной учет обеспечивает:

  • учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск (скрывшихся от дознания, следствия и суда, бежавших из-под стражи и мест лишения свободы, без вести пропавших, уклоняющихся от денежных выплат предприятиям и гражданам);
  • учет похищенных и изъятых предметов (утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие, похищенный и бесхозный автотранспорт, предметы антиквариата и культурные ценности, номерные вещи и документы общегосударственного обращения).

Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.

Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:

  • лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
  • особо опасных преступников;
  • без вести пропавших, а также больных и детей, личность которых не установлена;
  • неопознанных трупов граждан;
  • преступлений (обстоятельств и способов совершения).

Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.

Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:

  • следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;
  • данные ДНК биологических объектов, изъятые с мест преступлений;
  • пули, гильзы и патроны, изъятые с мест происшествий и преступлений;
  • самодельное оружие, взрывные устройства и их части;
  • поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;
  • фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;
  • следы подошв обуви, орудий взлома, протекторов колес транспортных средств;
  • микрообъекты;
  • черепа неопознанных трупов.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:

  • оперативно-справочный дактилоскопический массив;
  • дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации;
  • межведомственный дактилоскопический массив личного состава органов исполнительной власти;
  • дактилоскопический миграционный массив.

В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).

Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.

Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.

3. Криминологический, административный и профилактический учеты. Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне.

Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела. Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений.

Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).

Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др.

Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.

Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи). Исполнение запроса осуществляется в срок от трех до пяти дней, срочного — в течение суток, запросов по каналам экстренной связи — в сроки, установленные для данного вида связи.

Наши партнеры