ОП РФ контрафакт

7 июня 2021 г. в Общественной палате РФ прошёл круглый стол на тему: «Профилактика и противодействие производству и поставок контрабандных, контрафактных и фальсифицированных потребительских и промышленных товаров и изделий». 

Организатором мероприятия выступила — Комиссия ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.

Проблема распространения нелегальной продукции, по-прежнему, остаётся очень острой, как для экономики России, так и для мира в целом. Приобретая товары, потребитель должен быть уверен, что продукция легальная и качественная, а главное безопасная. Причины возникновения контрафакта и фальсификации продукции сложны и многогранны. Приходится признать, что контрафактные товары продолжают завоёвывать рынок. И высокий спрос на нелегальную продукцию, особенно в кризисное время, определяется прежде всего привлекательной ценой. Потребность в дешёвой продукции актуально у тех слоёв населения, которые лояльно относятся к наличию товарного знака, торговой марки, логотипа, бренда. Оборот контрафакта в мире достигает до четырёхсот миллиардов долларов в год.

- Анализ рынка показывает, что контрафактная продукция является фальсифицированной, а фальсифицированная, в свою очередь, может и не являться контрафактной. Для признания продукции фальсифицированной необходимо доказать факт её изготовления и использования. К видам контрафакта относятся: использование чужого логотипа, подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений, что актуально для таких вещей, как предметы мебели, декора, одежды, незаконное использование мультимедиа продукции,  незаконное использование запатентованных технических решений, лекарств-пустышек, палёный алкоголь, табачная продукция, детские игрушки и прочее, - пояснил директор АНО НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена, как уголовная, так и административная ответственность за незаконный оборот нелегальной продукции. 

Статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение авторских смежных прав, которое включает в себя: присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.

Статья 180 Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).

Статья 147 Уголовного кодекса Российской Федерации. Нарушение изобретательских и патентных прав.

Олег Климочкин напомнил присутствующим, что соответствующим распоряжением премьер-министра РФ Михаилом Мишустиным (распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 256) была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ призван обеспечить координацию действий органов госвласти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории страны. Обозначены основные системные проблемы оборота промышленной продукции:

  • производство промышленной продукции без соблюдения обязательных требований техрегламентов ЕАЭС к безопасности;
  • незаконная модификация товаров с целью придания им свойств и функций для продажи, в том числе путем вытеснения легальной продукции за счет недобросовестной конкуренции;
  • изготовление и использование поддельных сопроводительных документов, деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции и т. д.;
  • наличие пробелов в правовом регулировании незаконного оборота промышленной продукции, отсутствие исчерпывающей квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере интернет-торговли промышленными товарами;
  • нелегальные поставки подакцизной промышленной продукции через внутренние границы ЕАЭС в связи с существенной разницей уровня акцизных ставок в государствах ЕАЭС.

В этой связи определены приоритетные направления госполитики в сфере незаконного оборота промышленной продукции. Для начала предполагается разработать понятийный аппарат в нормативных правовых актах. Подлежат определению меры административной и уголовной ответственности за изготовление контрафактной продукции в ряде отраслей машиностроения, а также меры по подготовке специализированной нормативно-правовой базы по регулированию интернет-торговли промышленной продукцией.

Планируется повысить эффективность механизмов общественного контроля, формировать негативное отношение населения к контрафакту, повышать качество кадрового обеспечения органов госвласти, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции, повышать эффективность правоприменения при росте количества возбуждаемых дел, а также повышать контроль и взаимодействия органов власти РФ с органами ЕАЭС в сфере перемещения фальсифицированной и контрафактной продукции через таможенную границу Союза и т. д.

Минпромторгу России совместно с заинтересованными органами власти поручено обеспечить реализацию Стратегии.

Следует отметить, что: мировые практики противодействия контрафакту включают в себя: усложнение производства товара производителями, применение специальных средств защиты. При этом наиболее эффективным, комплексным противодействием, конечно, является внедрение системы обязательной маркировки прослеживания товаров; выпуск продукции в эксклюзивной таре; установление более жёстких требований к закупочной документации.

Незаконный оборот нелегальной продукции больше всего затрагивает отрасль пищевой промышленности, где количество некачественных, в том числе фальсифицированных продуктов, составляет порядка 30 проц., а по данным мониторинга общественных институтов гражданского общества – все 50 проц. Данный факт вызывает большую тревогу у потребителей. Среди важных мер, которых мы добиваемся в рамках работы ОПРФ по мнению члена Общественной палаты Свердловской области Владимира Винницкого являются: «Внедрение общественного контроля на данную сферу, создание при региональных Общественных палатах боеспособных рабочих групп, которые сплотили бы вокруг себя общественников, создание в регионах информационных систем с интерактивными картами объектов потребительского рынка, которые позволили бы оперативно выявлять места несанкционированной торговли, а также своевременно реагировать на информацию, касающуюся фальсификата, контроль за качеством питания со стороны медицинского персонала образовательных учреждений и других социальных объектов, создание добросовестной и здоровой конкуренции на продовольственном рынке». Также общественник отметил, что только централизованный приём продукции в конкретных регионах или муниципальных образованиях с участием квалифицированных специалистов и необходимого лабораторного оборудования может обеспечить фильтр при получении этой продукции в дальнейшем для изготовления продуктов питания.

Говоря о контроле за качеством питания в школьных столовых, предыдущего оратора поддержал его коллега - член оргкомитета рабочей группы ОПРФ по противодействию оборота фальсифицированных продуктов питания Александр Бражко. В частности, Александр Анатольевич предложил ввести в типовой трудовой договор между директором школы и учредителем, дополнительные обязанности. Расторжение договора при несоблюдении. Включение в типовой договор с работниками школьной столовой правила о проверке с использованием полиграфа. В качестве профилактики нарушений: предупреждение приёмки продуктов питания в отсутствии документов, обеспечивающих прослеживаемость, фальсификации Актов экспертизы, выполняемых силами Заказчика. Включить в типовое штатное расписание школы должность заместителя директора по организации питания и охране здоровья. Можно рассмотреть и вариант страхования школьников.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы акцизной политики в качестве механизма поддержки отрасли и инструмента борьбы с нелегальным рынком алкогольной продукции. Заместитель начальника Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Дмитрий Бурцев выступил с докладом о выработке комплексных подходов для устранения незаконного оборота алкоголя, о совершенствовании прослеживаемости алкогольной продукции в части пропорциональности предлагаемых инициатив повышению безопасности потребителя. Представитель ведомства отметил, что: «Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» с 31 декабря 2009г. Росалкогольрегулированию переданы полномочия по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). На сегодняшний день это реально работающая система отслеживания цикла продвижения продукции».

 - В целом рынок алкогольной продукции сейчас стабилен. У каждой бутылке полицейского не поставишь. Без сомнения, проблемы есть, но, как правило, бизнес, занимающийся распространением контрафактной продукции, сохраняет уровень безопасности и «красную черту» не переступает. Есть проблема и в нарушении авторских требований производителем, но она не носит существенного характера на алкогольном рынке, а главное не угрожает жизни и здоровью граждан, - уверен Дмитрий Бурцев.

Также представитель ведомства отметил, что: «Большая надежда в борьбе с нелегальным рынком алкогольной продукции на принятый Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) содержащий требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения». Чиновник напомнил присутствующим о том, что Росалкогольрегулированием было создано приложение, которое позволяет:
- Определить легальность алкогольной продукции по данным из ЕГАИС
- Определить легальность продажи алкогольной продукции в торговой точке
- Найти ближайшие легальные пункты реализации алкогольной продукции
- Сообщить о найденном нарушении в федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка продолжает выравнивать систему взаимодействия с правоохранительными органами, общественными институтами гражданского общества по искоренению проблем по контрафакту и фальсификату алкогольной продукции.

Член Общественной палаты Республики Крым Иван Абажер акцентировал внимание на проблемах, связанных с виноградарством и виноделием в России, в частности в Крыму. 

По мнению общественника, необходима комплексная сбалансирования государственная политика по развитию малых форм собственности в виноградарстве и виноделии и адресная ресурсная поддержка семейных фермерских хозяйств за произведенную продукцию. Кроме того, необходим особый статус и условия для фермеров в отрасли виноградарства, необходимо создание рынка винограда, появления доступных финансовых инструментов.

Сигареты тоже являются на сегодняшний день одной из проблем в плане нелегальной торговли. Если говорить о структуре рынка нелегальной торговли, то она представлен контрафактом, а также сигаретами, которые поступают в Россию из стран Евразийского экономического союза, в частности, из республике Беларусь. Причина – разница в ставках акцизов на табачные изделия в разы, отсутствие границ государств-членов Евразийского экономического союза, а также падение покупательской способности населения. Общий объём реализованных в России нелегальных сигарет в 2020 г. составил 27 миллиардов штук. Недополученные доходы бюджета от акцизов и НДС – более 85 миллиардов рублей.

Управляющий по защите торговых марок аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Владимир Васильев в своём выступлении отметил, что: «Согласно ежегодному мониторингу нелегального рынка, за последние пять лет каждый год удваивался рынок нелегальной торговли сигарет. Благодаря совместным усилиям правоохранительных и контролирующих органов, введению цифровой маркировки на табачные изделия, закрытию границ в 2020 г. из-за пандемии удалось переломить тренд на рост нелегальной торговли, а также сформировать барьер на пути проникновения незаконного продукта в розничную торговлю. Следует отметить, что за последние два года активизировалась работа по изъятию нелегальной продукции из оборота, а также закрытию незаконных производств по изготовлению торговых марок брендов сигарет на территории России. Более того, с 1 января 2021 г. минимальный акциз на одну пачку сигарет составляет 64, 10 руб. + НДС 12,82 руб. = 76, 92 руб., а с 1 июля 2021 г. будет запрещена реализация ниже минимальной цены 108 руб. за пачку сигарет».

Что такое контрафакт что такое фальсификат – разные нормативные акты дают разные определения, но тем не менее проблема существует.  За реализацию нелегальной продукции во многих отраслях экономики России введена уголовная ответственность. Рынок лекарственных средств – не исключение.  Производителям и продавцам фальшивых лекарств и биологически активных добавок грозит уголовная ответственность, если они распространяют такую потенциально опасную продукцию через интернет и средства массовой информации.

Заместитель начальника управления организации государственного контроля и регистрации медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Мария Мигеева отметила, что за подобные деяния уже возбуждено более двухсот уголовных дел по ст. 238.1 Уголовного кодекса в части установления уголовной ответственности за производство, сбыт или ввоз в РФ фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, БАДов в крупном размере, совершенных с использованием СМИ и Интернета.

О недопустимости присутствия на рынке нелегальных изделий пожаротушения поведал Генеральный директор организации ООО ППП "ЯРПОЖИНВЕСТ" Олег Воронов.

Огнетушитель самый незаметный атрибут любого помещения, транспортного средства, но при этом, подручное средство защиты способно спасти нашу жизнь и имущество, если сделано по всем нормам и правильно заряжено, а такое, по мнению экспертов встречается всё реже. За что хвататься если завтра пожар? И что страшнее огонь или неисправный огнетушитель?

- Поскольку огнетушитель массово применимое изделие, то он должен не только висеть на стенке, но, при необходимости – потушить, во-первых, и во-вторых, сам не должен взрываться. Требования к огнетушителям подробно прописаны техническим регламентом, согласно которому одни будут тушить пожар, который возник в помещении, а другие предназначены для тушения, например, нефтепродуктов. На сегодняшний день, многие производители и посредники пускают клиентам, как говорится, порошок в глаза. В погоне за прибылью недобросовестный производитель осуществляет подмену в засыпке огнетушащего порошка другого класса. Финансовым злоупотреблением является подмена огнетушителя муляжом.  Ситуация с не перезарядкой огнетушителей имеет масштабный характер по всей стране. Подобные мины замедленного действия представляют опасность для общества. Но, порой, и сам потребитель проявляет безразличие при выборе огнетушителя. Данная проблема не решается десятилетиями и имеет системный характер. Реакции от надзорных органов пока нет», - подытожил Генеральный директор организации ООО ППП "ЯРПОЖИНВЕСТ" Олег Воронов.

В свою очередь, по данному вопросу взял слово заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москва Максим Комаров. В частности, Максим Валерьевич отметил, что: «Равнодушия к данной проблеме нет, она давно известна. Но есть множество нюансов в целом, и в наших полномочиях в частности. Много усилий со стороны министерства было приложено на формирование нормативно-правовой базы, чтобы эту деятельность поставить в жёсткие законные рамки. В министерстве не было ранее механизмов контроля за продукцией. Мы осуществляем контроль только за объектом надзора и выставляем необходимые требования именно к нему. Какие - либо действия непосредственно к конкретной контрафактной продукции на сегодняшний день мы произвести не можем. Не исключено, что в последствии, мы будем выходить в рамках отдельного контроля и надзора, как только закон позволит это».

Цифровые технологии – наше будущее. Контрольно-надзорная деятельность, не исключение. С 2016 г. в соответствии с подписанным соглашением, в Евразийском экономическом союзе введена маркировка товаров средствами электронной идентификации. Чем на сегодняшний день, маркировка помогает при контроле фальсифицированной контрафактной продукции поделилась заместитель начальника Федерального управления государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Кочнева Марина Вячеславовна.

 - В начале этот пилотный проект проводился в качестве эксперимента. Всем было сложно привыкнуть к данному виду контроля. Он требовал специального технического оснащения, и в результате, был признан успешным. Рынок «обелился» в разы (7,5), что привело к увеличению официальной реализации продукции, - отметила заместитель начальника Управления защиты прав потребителей в Роспотребнадзор Марина Кочнева.

На сегодняшний день, Правительство РФ утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: (Сигареты и папиросы, сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигареты тонкие), биди, кретек, табак курительный, трубочный табак, табак для кальяна, табак жевательный, табак нюхательный, духи и туалетная вода (кроме пробников и тестеров), шины и покрышки пневматические резиновые новые, товары легкой промышленности, обувные товары (кроме изготовленных ремесленниками), фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, молочная продукция)) .

Конечно, это не решит на сто процентов все проблемы по данному виду товаров, но тем не менее эффект есть, и он связан с тем, что в руках у контролёра появился очень лёгкий инструмент. Два специальных приложения (одно – для потребителей, другое – для специалистов органов контроля и надзора) позволяют увидеть результат своего контроля на предмет: есть нарушения или нет. И это, особенно наглядно для тех предпринимателей, у которых сфальсифицированы средства идентификации или товар находится незаконно в обороте.

 - В общей сложности ведомством проведено более 25 тыс. мероприятий по контролю и надзору, и почти в восьми тыс. случаях установлены нарушения. Было проверено шесть миллионов единиц товаров, в отношении которых действуют требования об обязательном маркировании и выявлено почти два миллиона единиц продукции, на которой либо вовсе отсутствовала маркировка, либо нарушена информация, которая находилась внутри этой маркировки. Практика проведения такого контроля хорошо показала, где же больше всего мы видим нарушения. Очень много сейчас говорится о том, что малый бизнес «обиженный», ему все мешают и чрезмерно контролируют. К сожалению, проверки маркировки товаров, реализуемых малым бизнесом, показали, что практически в каждом втором случае выявляются нарушения. В то время, как у юридических лиц предприятий торговли таких нарушений каждый пятый случай. А торговые сети ещё более законопослушные – только каждый десятый случай. Да, конечно, нужно развивать малый бизнес, но и он, в свою очередь, должен ответственно подходить к требованиям осуществления той или иной хозяйственной деятельности и прежде всего знать их.  Система маркировки «Честный знак» – это идентификатор добросовестности торгующего субъекта. Если есть нарушение по маркировки, то это, как раз и есть не соответствие товара требованиям технического регламента. К каждому товару не представишь контролёра. К сожалению, быстрее всего ориентируются нелегальные производители, а страдают легальные. Поэтому общественный контроль, контроль со стороны потребителей являются самыми строгими контролёрами, которые смогут «обелить» рынок, - подытожила Марина Вячеславовна.

- Постепенное внедрение в отдельных сегментах рынка цифровой маркировки и системы прослеживаемости товаров, является самой обсуждаемой бизнес -сообществом инициативой. Добросовестный бизнес не меньше государства заинтересован в нормальном рынке, честной конкуренции без «черных», «серых» схем и коррупционных подпорок, - уверен заместитель председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Анатолий Данилов.

Говоря об обороте контрафактной продукции необходимо отметить, что она наносит серьёзный урон добросовестным отечественным производителям и нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Так, по мнению руководителя группы практик «Интеллектуальная собственность», Патентного поверенного РФ Юридическая фирма INTELLECT Максима Лабзина, занимающегося защитой законных интересов в сфере интеллектуальной собственности, патентных спорах отметил: «Для того, чтобы в ходе административных и судебных разбирательств недобросовестная конкуренция была доказана обществу и бизнесу необходима крайняя поддержка со стороны  правоохранительных органов, органов МВД РФ, Следственного комитета РФ».

Президент Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС", заместитель председателя ООПН «Безопасная столица» Сергей Любименко напомнил присутствующим, что: «Общественная организация правоохранительной направленности «Безопасная столица», объединяющая на своей площадке неравнодушных к проблемам обеспечения безопасности москвичей, имеющих активную гражданскую позицию, проводит совместные рейды с органами исполнительной власти, органами правоохранительной направленности по незаконной продаже нелицензированных лекарственных средств и выявлению  нелегального оборота сильнодействующих препаратов в московских аптеках. Совместно с активистами других общественных объединений выявляют незаконную реализацию контрафактной алкогольной продукции на территории г. Москвы. Собранные материалы направляются в соответствующие организации для устранения выявленных недостатков».

Говоря о повышении степени защищенности москвичей, конечно, отдельного внимания заслуживает проблема наличие контрафактных и фальсифицированных потребительских и промышленных товаров и изделий на полках потребителей. И, здесь социальная ответственность предпринимательской среды должна стоять во главе угла, но порой сам бизнес того не ведая оказывается вовлечён по длинным цепочкам в реализацию контрафактной продукции. При этом обращаясь за помощью в правоохранительные органы не всегда получают быстрой поддержки со стороны сотрудников подразделений в силу их малочисленности, занятости, а порой и отсутствием мотивации.

На сегодняшний день экономически целесообразным для бизнеса может стать обращение к частным детективным агентствам. Являясь субъектом экономической деятельности частным детективам государство отвело такие полномочия, как проведение частных расследований по выявлению большой цепочки контрафактной продукции, проверку контрагентов, персонала, проведение расследований, связанных в том числе и с предметами искусства. Большую часть сотрудников детективных агентств составляют выходцы из силовых структур, правоохранительных органов, несомненно, имеющих профессиональный опыт и исключительную мотивацию. Частный детектив выступает тем звеном, которое непосредственно занимается поиском, выявлением, документированием и передачей соответствующей информации либо заказчику, либо в правоохранительный субъект, который проводит правовую оценку, после чего этот материал ложится в суд.

 - В настоящее время оборот контрафактной и фальсифицированной продукции является серьёзной проблемой не только для Российской Федерации. Следует отметить, что детективы тесно взаимодействуют с профессиональным сообществом в международной среде. Имеют опыт работы в поиске центров производств, выявлению лиц, участвующих в производстве и реализации контрафактной продукции выявлению финансовых потоков. И, здесь детективное сообщество является посредником между нотариусом, патентным представителем и адвокатским сообществом, - отметил заместитель председателя ООПН «Безопасная столица» Сергей Любименко.

Также Сергей Александрович рассказал присутствующим о перспективах принятия проекта федерального закона о частной детективной деятельности.

 - Всем будет выгодно работать по новому закону, поскольку положение легально работающих детективов станет более привлекательным для всех участников рынка. Законопроект значительно расширит новые виды услуг, которые объективно существуют и востребованы заказчиком и приведены в соответствие с требованиями государственных контролирующих и налоговых органов. Данное обстоятельство значительно поспособствует распространению принципов цивилизованного ведения бизнеса, - уверен Президент Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС".

Источник: Медиа-портал Хранитель


Наши партнеры